Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Характеристика педагогов Воспитательного общества благородных девиц в период с 1859-1862гг





Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы женского образования в России 7

1.1 История возникновения Смольного института благородных девиц 7

1.2 Деятельность И. И. Бецкого по развитию женского образования 9

1.3 Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского 27

Выводы к первой главе 29

Глава 2 Особенности педагогической деятельности педагогов . Воспитательного общества благородных девиц ( Смольного института ) с 1859 г. 30

2.1 Педагогические идеи И. П. Шульгина 30

2.2 Новые идеи преподавания разработанные В. И. Водовозовым 30

2.3 Педагогические идеи Н. А. Вышнеградского 30

2.4 Педагогическая деятельность Д. Д. Семенова 30

2.5 Педагогическая деятельность М. И. Семевского 58

2.6 Педагогические взгляды и идеи Л. Н. Модзалевского 58

2.7 Значение педагогической деятельности и идей педагогов Смольного института благородных девиц для современной школы 62

Выводы ко второй главе 65

Заключение 68

Список литературы 70

Введение

Учебная реформа 1780-х годов, с одной стороны, была направлена на реализацию второй из отмеченных выше важнейших задач предшествовавшей екатерининской образовательной политики - создание «третьего чина граждан», среднего сословия посредством новой системы воспитания и обучения, чему и должна была в первую очередь отвечать заимствованная из Австрии система народных школ. С другой стороны, в этой реформе отчетливо видна существенная трансформация, если не смена, образовательной концепции правительства. По существу, в идеологическом и социально-педагогическом плане данная реформа несла в себе новые, в значительной мере контрреформаторские принципы-тенденции по отношению к предшествовавшей екатерининской школьной реформе. Каковы же они?

Во-первых, это окончательный отказ от просветительской иллюзии провести все подрастающее поколение через государственные воспитательные заведения интернатного типа.

Во-вторых, изменение цели школы, которая теперь уже не притязает на всеобъемлющее воспитание «человека и гражданина» вообще, а решает более узкую и прагматическую задачу воспитания и образования гражданина (синоним - подданного) применительно к условиям его социального быта.

В-третьих, своеобразное выравнивание воспитательных и образовательных задач школы. Гражданин-подданный должен быть не только надлежащим образом воспитан, но и обучен в пределах потребностей, определяемых его положением, в том числе - и его полом.

В-четвертых, такого рода обучение «среднего чина граждан», естественно, принимает характер реального образования (в значительной мере прикладного), что составляло существеннейшую особенность и одну из важнейших задач данной школьной реформы.

Все это очевидно означало неуклонное движение к сословной школе, что было неизбежным, поскольку именно в данный период окончательно складывался сословный строй русского общества. Будучи не в силах отказаться от этого строя и переступить через российские реалии, Екатерина II вынуждена была отказаться от многих прежних замыслов построения «новой школы». В том числе - и от своей первоначальной идеи не делать различий между сословиями, между образованием мальчиков и девочек, не допускать разрыва уровней мужского и женского образования и т.д.

Отмеченные перемены в общей образовательной политике вносили существенные изменения в жизнь Смольного института. Вторая екатерининская школьная реформа вобрала в себя как составную часть первую реформу/контрреформу женского образования в России, которая попыталась привести его в соответствие с заимствованной из Австрии «нормальной учебной системой». Эта реформа женского образования также началась с опережением - преобразования в Смольном институте на год упредили изменения в Сухопутном шляхетском корпусе. Последствия данной реформы/контрреформы были неоднозначны. Ее результатом стала, с одной стороны, говоря современным языком, определенная оптимизация внутреннего строя женской школы; с другой - утилитаризация женского образования.

Была и еще одна фундаментальная идея новой екатерининской школьной реформы 1780-х годов, имевшая не только существенное образовательное, но и принципиальное политическое значение. Идея, которая станет сквозным, более того, доминирующим принципом государственной образовательной политики на протяжении последующих двух столетий (за исключением редких периодов «оттепели» в образовании, периодов прогрессивных образовательных реформ). А именно - принцип полного единообразия образовательной системы, заимствованный из австрийской школьной реформы: единообразия в организации школьной жизни, «в книгах и учебном способе, чтоб не воспоследовало ни в учителях, ни в книгах какого разврата ко вреду общей пользы» [155, с. 611].

В соответствии с этой идеей 28 марта 1783 года было дано высочайшее распоряжение о преобразовании учебного плана Смольного института по образцу народных училищ и о проведении ревизии учебной части института.

Комиссия под руководством будущего первого министра народного просвещения П.В. Завадовского вскрыла существенные недостатки как в общей организации института, так и в его учебной части. Она отметила, что, поскольку на дворянской половине института преподавание почти всех предметов велось на иностранном языке, воспитанницы «разучивались русской грамоте», не получали «ясных, твердых, последовательных знаний». «На мещанской половине были воспитанницы, не умевшие подписать свое имя». Общий вывод комиссии был неутешительным: институтское обучение «вдыхает в воспитанниц от наук отвращение и вместо просвещения разума омрачает оный» [76, вып. 14, с. 132].

Новый век почти на полстолетия сохранит как единственный тип среднего женского учебного заведения закрытый женский институт, созданный И.И. Бецким и Екатериной II, который, по словам Н.М. Карамзина, «и целию, и средствами своими заслужил искреннюю похвалу, искреннее удивление в Европе». Но не только сохранит - распространит его по многим губерниям России, внеся в него свои существенные изменения.

Объект исследования: деятельность педагогов института благородных девиц.

Предмет исследования: процесс педагогической деятельности наставников института благородных девиц.

Цель исследования: изучение деятельности педагогов института благородных девиц.

Задачи исследования:

 рассмотреть историю возникновения Смольного института благородных девиц;

 охарактеризовать деятельность И. И. Бецкого по развитию женского образования;

 рассмотреть педагогическую деятельность К. Д. Ушинского;

 проанализировать педагогические идеи И. П. Шульгина;

 изучить новые идеи преподавания разработанные В. И. Водовозовым;

 охарактеризовать педагогические идеи Н. А. Вышнеградского;

 рассмотреть педагогическую деятельность Д. Д. Семенова;

 рассмотреть педагогическую деятельность М. И. Семевского;

 охарактеризовать педагогические взгляды и идеи Л. Н. Модзалевского;

 показать значение педагогической деятельности и идей педагогов Смольного института благородных девиц для современной школы.

Заключение

Последующая история российского образования (и женского, и мужского), кроме николаевской эпохи, не знала столь жестокой сословной селекции (исключая немногие привилегированные учебные заведения), как та, к которой прибегла Мария Федоровна. Для каждой социальной группы, для всякого звания, чина, положения, занимаемого родителями воспитанницы, она учреждала особые женские учебные заведения, которые подразделялись на мельчайшие категории, со своими специфическими целями, учебным курсом, внутренней организацией и т.д. (Эта сословная россыпь позже была упорядочена Николаем I в стройные сословные шеренги женских учебных заведений.)

Естественно, что при таком подходе мещанское отделение Смольного института постепенно превратилось в учебное заведение для дочерей низшего дворянства и чиновничества. И даже несмотря на то, что Павел I при первом докладе императрицы 11 января 1797 года не согласился на сокращение мещанских воспитанниц в Смольном институте и вдвое увеличил их число (со 100 до 200), выделив соответствующие для этого средства, императрица медленно, но неуклонно провела свою линию, оставив от мещанской половины Смольного лишь ее название.

То же произошло и в других открытых при Марии Федоровне институтах благородных девиц. В первой четверти XIX века было создано 10 таких учебных заведений. Пять из них находились в

С.-Петербурге - Мариинский (1797) и Павловский (1798) институты, училище ордена св. Екатерины (1798), Елисаветинский (1808) и Патриотический (1813) институты. Три в Москве - училище ордена св. Екатерины (1802), Александровский (1804) и Елисаветинский (1825) институты. И два были открыты в провинции: в 1812 г. Харьковский институт (о специфике которого речь пойдет ниже) и в 1819 г. Полтавский институт.

Идеология новой реформы среднего женского образования отчетливо проявилась в первых же документах, регламентирующих деятельность средних женских учебных заведений, в разосланных в 1797 году инструкциях их начальницам и правилах приема в Общество благородных девиц. Эти документы, отчасти собственноручно написанные императрицей Марией Федоровной, отчасти тщательно выправленные ею, выявили характер ее воззрений на среднее женское образование и определили основные направления его развития на ближайшие полстолетия.

Прежде всего изменению подвергся взгляд на само назначение женского образования и соответственно - на его цели. Две кардинальные государственно-педагогические идеи Екатерины II - Бецкого - «образование новой породы отцов и матерей» и смягчение путем воспитания нравов русского общества - были сданы в архив. На первое место вышли две другие идеи - сословность и благотворительность. «Екатерининские широкие воспитательные задачи гуманнообщественного характера, - отмечал П.Ф. Каптерев, - были заменены более узкими - подготовкой из воспитанниц "добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек"». «В качестве хозяйки, - писала Мария Федоровна, - женщина достойный и полезный член государства».

Таким образом, женское образование теперь становилось не столько общеобразовательным, сколько «профессионально женским». Императрица Мария Федоровна, как и Екатерина II, подчиняла образование воспитанию. Но цели этого воспитания были принципиально иными. Как отмечал П.Ф. Каптерев, «мариинский институтский дух и екатерининский были совершенно различные духи: при императрице Марии Федоровне была открыта чисто женская профессия, она-то и была выдвинута на первый план в институтском курсе... Институты сделались профессиональными женскими учебными заведениями, тогда как при Екатерине они преследовали общественные задачи и цели» [78, с. 142-143; выделено нами. - Авт.].

Список литературы

1. 25-летие С.-Петербургских женских гимназий ведомства учреждений императрицы Марии, 19-го апреля 1858-1883: Краткая историческая записка. СПб., 1883.

2. Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. СПб., 1907.

3. Антология педагогической мысли России XVII в. / Сост. И. А. Соловков. - М.:Педагогика. – 1985.

4. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века. М, 1990.

5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) М., 1987.

6. Аппельрот Г. Образование женщины среднего и высшего состояния // Отечественные записки. 1858. № 21. Февраль.

7. Бетхер А. К вопросу об изменении учебного плана в женских гимназиях // Женское образование. 1876. № 10.

8. Бецкой И.И. Устав воспитания двухсот благородных девиц учрежденного е.в. императрицей Екатериной II. СПб., 1768.

9. Бокль. Влияние женщин на успехи знания. СПб., 1864.

10. Васильева М.В. Женское движение в России в 60-х гг. XIX в. Автореферат канд. дис. М., 1951.

11. Ведомство учреждений императрицы Марии в царствование императора Александра III. 1880-1894. СПб., 1895.

12. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России / Сост. В.Я. Струминский. М., 1959.

13. Вирхов Р. О воспитании женщины согласно ее призванию. Предисловие Д.И. Писарева. М., 1865.

14. Висковатов М. Несколько слов об образовании женщин // Дамский вестник. 1860. № 2.

15. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

16. Волкова А. Женское движение в разных странах. СПб., 1900.

17. Вопрос о воспитательной деятельности женских открытых учебных заведений // Журнал Министерства народного просвещения. 1863. №

18. Воронов А.С. Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год. СПб., 1854.

19. Воронов А.С. Материалы для нового положения о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения // Журнал министерства народного просвещения. 1865. Т. 125.

20. Воспитание и образование женщины // Женское образование. 1883. № 9.

21. Ганелин Ш.И. Очерки по истории средней школы в России 2-й половины XIX в. 2-е изд., испр. и доп. М.,

22. Ганичева А. Некоторые страницы из истории женского образования в России. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №10.

23. Глухов А.Г. Время реформ (Последняя треть XVIII века) // Высшее образование сегодня. - 2002. - №3.

24. Дополнение к сборнику постановлений и распоряжений по женским гимназиям Министерства народного просвещения за 1870-1905 гг. М., 1908.

25. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803-1864. СПб., 1867.

26. Женские гимназии и прогимназии Министерства народного просвещения 1858-1905 гг. СПб., 1905.

27. Замечания иностранных педагогов на проекты уставов учебных заведений Министерства народного просвещения. СПб., 1863.

28. Замечания на проект устава общеобразовательных учебных заведений и на проект общего устройства народных училищ. СПб., 1862.

29. Извлечение из всеподданнейшего отчета министра народного просвещения (за период 1858-1900 гг.). СПб., 1859-1902.

30. Инструкция начальницам женских учебных заведений. СПб., 1847.

31. Кампе. Отеческие советы моей дочери. СПб., 1890. Ч. 1.

32. Лаурсон A.M. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. Петроград, 1916.

33. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). - СПб: Типография М.М.Стасюлевича, 1899.

34. Наставление для образования воспитанниц женских учебных заведений. СПб., 1852.

35. Настольная книга по народного образованию / Сост. Г. Фальброк, В. Чарнолуский. М., 1901.

36. Нормальные табели, учебные планы и программы для женских институтов и гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1905.

37. Об училищах девиц духовного звания. СПб., 1866.

38. Обзор деятельности Ведомства народного просвещения за время царствования императора Александра III. СПб., 1901.

Общие работы

39. Положение о частных учебных заведениях. СПб., 1835.

40. Понамарев С.И. Материалы для женского образования в России (1086-1796). - СПб. - 1899.

41. Понамарева В.В., Хорошилова Л.Б. «Золотой век» Екатерины и образование // Педагогика. - 1999. - №1.

42. Правила внутреннего распорядка Мариинского женского училища, утвержденного главноуправляющим в 1859 г. // Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1906.

43. Предложения проекта П. А. Валуева по вопросам внутренней политики (1862-1866) // Исторический архив. 1958. № 1.

44. Программа преподавания всеобщей и русской истории в женских учебных заведениях. СПб., 1853.

45. Программы учебных предметов для женских институтов с объяснительными записками // Женское образование. 1876. № 1.

46. Пятидесятилетие IV отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1828-1878. СПб., 1878.

47. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения / Сост. М. Родевич. СПб., 1884.

48. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1875-1909 гг. В 3 ч. / Сост. Д. Кузьменко. М., 1910.

49. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения: В 5 т. СПб., 1865-1875.

50. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения. Т. 3-7. СПб., 1867-1905.

51. Сборник узаконений об учебных заведениях, не состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения. Вып. 1, 2. СПб., 1905, 1907.

52. Свод законов Российской империи: Свод уставов учебных учреждений и учебных заведений. Т. XI. Ч. 1. СПб., 1893; Ч. 2. СПб., 1911.

53. Свод узаконений о женских институтах Ведомства учреждений императрицы Марии: В 2 кн. СПб., 1903.

54. Устав воспитания двухсот благородных девиц. Генеральный штат Воспитательного общества. - СПб. – 1774.

55. Устав епархиальных женских училищ. Пенза, 1880.

56. Устав женских учебных заведений ведомства учреждений императрицы Марии, утвержденный 30 августа 1855 г. СПб., 1885.

57. Устав училищ для приходящих девиц ведомства учреждений императрицы Марии. СПб., 1862.

58. Учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии: Краткий очерк. СПб., 1906.

59. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в женских гимназиях. СПб., 1890.

60. Учреждения и Уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. - СПб. - 1774. - т.1.

61. Учреждения и уставы, касающиеся до воспитания и обучения в России юношества обоего пола. Т. 1-2. СПб., 1774.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Адміністративна відповідальність: поняття, властивості та нормативно-правове забезпечення
  2. ПРОЦЕСС ИЗМЕЛЬЧЕНИЯ ДРЕВЕСИНЫ В ЩЕПУ
  3. Куликовская битва
  4. Принципы уголовного судопроизводства
  5. Гостиница "Гранд Отель Европа"
  6. Уголовная ответственность за кражу
  7. Значение теории государства и права
  8. Внешнеторговая политика России как фактор обеспечения экономической безопасности
  9. Правовые аспекты урегулирования международных конфликтов
  10. Религиозно-философские взгляды Льва Александровича Тихомирова
  11. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
  12. Эволюция теории революционного процесса в Китае Дж. Фэрбэнка
  13. Гендерные различия в проявлении ценностных эмоций в юношеском возрасте
  14. Государственно правовое регулирования социальной защиты в сфере материнства и детства
  15. Технологии политического флешмоба в современном мире
  16. Специфика работы со страхом в когнитивном консультировании
  17. Формы организации местной власти
  18. Связь особенностей адаптации детей раннего возраста к детскому учреждению с характером взаимоотношений с матерью
  19. Факторы социальной дезадаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
  20. Марксистко - ленинская теория
  21. Муниципальное право задачи
  22. Зимин Опричнина
  23. Проблемы смыслов и ценностей в философии
  24. Теоретическая грамматика английского языка
  25. Режимы и формы правления суверенных государств
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: