Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ) 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 33

ВЫВОДЫ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Введение

Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности.

Самооценка, представляющая собой сложное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного отношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Самооценка формирует у человека необходимость быть в соответствии с оценками окружающих, а так с уровнем личностных оценок, в тоже время она дает возможность сохранить устойчивость личности и позволяет индивиду оставаться самим собой независимо от ситуации, в которой он находится. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.

Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан старший дошкольный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.

Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми, а также со сверстниками в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку.

Повышенный уровень тревожности может быть причиной многих психологических трудностей, которые возникают у детей, это и трудности в общении и обучении, снижение продуктивности в деятельности. Это может служить поводом обращения в психологическую службу образования. В научной литературе отмечается рост тревожности среди детей и подростков: по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей – вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик – близко к 15%: в любой произвольно взятый момент тревогой и связанными с ней расстройствами страдают от до 20% несовершеннолетних [1, с. 239].

Ситуация тревоги способствует изменению поведения или же мобилизации защитных механизмов личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к формированию типичных механизмов защиты [2, с.81]. Накопление дошкольником в достаточной мере неудачных способов преодоления состояния тревоги является предпосылкой формирования тревожности как черты личности. В виду этого, для профилактики невротически – тревожного типа развития личности, необходимой составляющей является помощь детям в нахождении адекватных способов, посредством которых они могли бы совладать с неуверенностью, волнением и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью старшего дошкольного возраста для становления эмоциональной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.

Цель: исследование взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Объектом данного исследования являются дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по вопросу формирования самооценки и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

2. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

3. С помощью методов математической статистики провести анализ соотношения показателей тревожности и самооценки.

4. Обработать результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста (после эмперики можно сформулировать).

Выборку исследования составили воспитанники детского сада, всего 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.

Методы и методики исследования:

 теоретический анализ научной литературы, относящимся к исследуемой области, с использованием принципов системности, развития и детерминизма;

 метод наблюдения за детьми, беседа;

 психодиагностические методики: для изучения особенностей самооценки дошкольников - методика «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур), методика «Выбери нужное лицо», направленная на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.);

 метод вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для математико-статистической обработки результатов исследования в программе SPSS Statistics 17.

Практическая значимость: результаты данной работы могут найти применение в работе психологов и педагогов детских учреждений, а также при составлении психокоррекционных и развивающих программ и при консультировании родителей по вопросам воспитания и социального развития детей.

Заключение

Исследование было проведено в полном объеме, была достигнута цель, решены задачи, подтверждена гипотеза. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка и его полноценное развитие. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.

Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то у дошкольников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социальных факторов. Именно социальные факторы нужно учитывать при разработке и проведении коррекционных программ. Кроме того, на следующем возрастном периоде, как утверждают психологи, при поступлении ребёнка в школу, количество социогенных страхов будет возрастать. Значит, социально-педагогическая коррекционная работа должна ещё и брать выполнять профилактические функции, не допускать наслоение страхов друг на друга, предотвращать формирование невроза и школьной дезадаптации в будущем.

Кроме того, работу необходимо проводить с учётом ведущей деятельности дошкольного периода, включать в неё широкий арсенал игр, упражнений, заданий. Социально-педагогическая работа с ребёнком должна также строится с учётом участия родителей.

Необходимо не только оптимизация отношений в группе сверстников и проигрывание актуальных страхов и переживаний, но и создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции. Всё это способствует значительному улучшению социальной ситуации развития ребёнка и снижению уровня детской тревожности, уменьшения страхов и опасений.

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380с.;

2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100;

3. Бороздина Л.В. Теоретико–экспериментальное исследование СО. //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. -М., 1999;

4. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.;

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2008 – 668с.;

6. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 253с.;

7. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991, 368с.;

8. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. - М.: Академический Проект, 2004, 576с.;

9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. -224с.;

10. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Минск: МЕТ, 2004. – 287с.;

11. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698с.;

12. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.;

13. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 808с.;

14. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, 224с. (Серия «Библиотека психолога»);

15. Психотерапия детей и подростков – Под ред. Ф. Кендалла, СПб.: Питер, 2002;

16. Спилбергер, Ч.Д. адаптация Ю.Л.Ханин / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126;

17. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2, с. 224 – 234;

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607с.;

19. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Повышение уровня качества обслуживания медицинской техники, а так же минимизация затрат на проведение комплексного технического обслуживания
  2. Изучение влияния персональных психологических характеристик политиков на деятельность в международной политики
  3. Понятие справедливости. Моральный и правовой аспект
  4. Бух учет
  5. Предмет экономической социология
  6. Россия-федеративное государство.Государственно-правовые признаки и особенности России как федерации
  7. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  8. Павленко Петр 1
  9. Принципы трудового права
  10. Конституционное право Контрольная работа
  11. Уголовная ответственность за должностные преступления
  12. Совершенствование практики использования ипытательного срока при замещении должностей государственных гражданских служащих
  13. Проект (социально-культурная деятельность)
  14. совершенствование системы проведения оценки и аттестации персонала в ООО СЭМ
  15. Субъект патентного права
  16. Правовая культура
  17. Формы организации местной власти
  18. Криминологическая характеристика
  19. Международный опыт повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства (на примере молочной промышленности)
  20. Зарождение идей права в Древней Греции
  21. Генезис происхождения государства и права
  22. Этнопсихология
  23. Управление медиаорганизацией на основе концепции всеобщего управления качеством
  24. Маркетинговый анализ зерномучных товаров
  25. Объекты правоотношений
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: