Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Особенности развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7

1.2. Понятие тревожности и ее проявления у детей старшего дошкольного возраста 15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ) 22

2.1. Организация и методы исследования 22

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 33

ВЫВОДЫ 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Введение

Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности.

Самооценка, представляющая собой сложное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного отношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Самооценка формирует у человека необходимость быть в соответствии с оценками окружающих, а так с уровнем личностных оценок, в тоже время она дает возможность сохранить устойчивость личности и позволяет индивиду оставаться самим собой независимо от ситуации, в которой он находится. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.

Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан старший дошкольный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.

Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми, а также со сверстниками в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку.

Повышенный уровень тревожности может быть причиной многих психологических трудностей, которые возникают у детей, это и трудности в общении и обучении, снижение продуктивности в деятельности. Это может служить поводом обращения в психологическую службу образования. В научной литературе отмечается рост тревожности среди детей и подростков: по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей – вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик – близко к 15%: в любой произвольно взятый момент тревогой и связанными с ней расстройствами страдают от до 20% несовершеннолетних [1, с. 239].

Ситуация тревоги способствует изменению поведения или же мобилизации защитных механизмов личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к формированию типичных механизмов защиты [2, с.81]. Накопление дошкольником в достаточной мере неудачных способов преодоления состояния тревоги является предпосылкой формирования тревожности как черты личности. В виду этого, для профилактики невротически – тревожного типа развития личности, необходимой составляющей является помощь детям в нахождении адекватных способов, посредством которых они могли бы совладать с неуверенностью, волнением и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью старшего дошкольного возраста для становления эмоциональной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.

Цель: исследование взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Объектом данного исследования являются дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по вопросу формирования самооценки и тревожности детей старшего дошкольного возраста.

2. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.

3. С помощью методов математической статистики провести анализ соотношения показателей тревожности и самооценки.

4. Обработать результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста (после эмперики можно сформулировать).

Выборку исследования составили воспитанники детского сада, всего 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.

Методы и методики исследования:

 теоретический анализ научной литературы, относящимся к исследуемой области, с использованием принципов системности, развития и детерминизма;

 метод наблюдения за детьми, беседа;

 психодиагностические методики: для изучения особенностей самооценки дошкольников - методика «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур), методика «Выбери нужное лицо», направленная на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.);

 метод вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для математико-статистической обработки результатов исследования в программе SPSS Statistics 17.

Практическая значимость: результаты данной работы могут найти применение в работе психологов и педагогов детских учреждений, а также при составлении психокоррекционных и развивающих программ и при консультировании родителей по вопросам воспитания и социального развития детей.

Заключение

Исследование было проведено в полном объеме, была достигнута цель, решены задачи, подтверждена гипотеза. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что тревожность - серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка и его полноценное развитие. Тревожность влияет на психическое и физическое здоровье детей. Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства.

Если у младенцев страх вызывается только сильным звуком или потерей опоры, то у дошкольников его причинами может выступать множество не только биологических, но и социальных факторов. Именно социальные факторы нужно учитывать при разработке и проведении коррекционных программ. Кроме того, на следующем возрастном периоде, как утверждают психологи, при поступлении ребёнка в школу, количество социогенных страхов будет возрастать. Значит, социально-педагогическая коррекционная работа должна ещё и брать выполнять профилактические функции, не допускать наслоение страхов друг на друга, предотвращать формирование невроза и школьной дезадаптации в будущем.

Кроме того, работу необходимо проводить с учётом ведущей деятельности дошкольного периода, включать в неё широкий арсенал игр, упражнений, заданий. Социально-педагогическая работа с ребёнком должна также строится с учётом участия родителей.

Необходимо не только оптимизация отношений в группе сверстников и проигрывание актуальных страхов и переживаний, но и создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции. Всё это способствует значительному улучшению социальной ситуации развития ребёнка и снижению уровня детской тревожности, уменьшения страхов и опасений.

Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: 2-е изд. [Текст] / В.А. Аверин. – СПб.: Питер, 2008. – 380с.;

2. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992, Т.13, №4 с. 99 – 100;

3. Бороздина Л.В. Теоретико–экспериментальное исследование СО. //Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук. -М., 1999;

4. Волков, Б.С. Практические вопросы детской психологии [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. – 208с.;

5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2008 – 668с.;

6. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст] / Н.И. Вьюнова, К.М Гайдар, Л.В. Темнова. – М.: Академический проект, 2003. – 253с.;

7. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991, 368с.;

8. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней. - М.: Академический Проект, 2004, 576с.;

9. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр - СПб: Союз, 1997. -224с.;

10. Игумнов С.А. Психотерапия детей и подростков. – Минск: МЕТ, 2004. – 287с.;

11. Липкина А.И. Самооценка // Большая Советская Энциклопедия. – М., 2004. – 698с.;

12. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л. : Медицина, 1990г. -176с.;

13. Новейший психологический словарь / В.Б.Шапарь, В.Е.Россоха; под общ. ред. В.Б.Шапаря. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006, 808с.;

14. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003, 224с. (Серия «Библиотека психолога»);

15. Психотерапия детей и подростков – Под ред. Ф. Кендалла, СПб.: Питер, 2002;

16. Спилбергер, Ч.Д. адаптация Ю.Л.Ханин / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.124-126;

17. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2, с. 224 – 234;

18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007, 607с.;

19. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977, 143с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Развитие воображенияч младших школьников с ЗПР
  2. Классификация договоров
  3. Наивная теория возникновения прав собственности
  4. Курсовая по Основам Жилищного Законодательства
  5. Изобразительная деятельность как средство развития детей раннего возраста
  6. Разрядка в советско-американских отношениях. Роль европейских стран в этом процессе
  7. Воображение
  8. Доклад по предмету конфликтология
  9. Реферат-конспект Книга Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929 Э.Х. Карр
  10. Секрет популярности массового издания
  11. Этапы развития советской милиции
  12. Стратегии контактного взаимодействия
  13. Философское учение Гегеля
  14. Российско-иранские отношения в начале 20 века
  15. Физическое развитие юношей 14-16 лет средствами атлетической гимнастики
  16. Виды и формы коммерческого расчета
  17. Римская католическая церковь в политической истории Средневековой Европы
  18. Організація обліку фінансових результатів від операційної діяльності
  19. Проблемы обеспечения и реализации права на свободу слова и информации
  20. Темперамент и характер
  21. Перспективы и проблемы развития государственной молодежной политики в РФ
  22. Муниципальные финансы
  23. Техника составления бухгалтерского баланса и анализ его основных показателей
  24. Денежная система Украины
  25. Способы разрешения трансграничных споров
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: