Актуальность исследования. Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и тревожности у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности.
Самооценка, представляющая собой сложное системное образование, взаимосвязанное с факторами психического развития, является компонентом самосознания, а в детском возрасте – стержнем процесса становления личности. Самооценка – это не просто знание самого себя как набора отдельных характеристик, это отражение определенного отношения к себе, осознания себя как некоего устойчивого объекта. Самооценка формирует у человека необходимость быть в соответствии с оценками окружающих, а так с уровнем личностных оценок, в тоже время она дает возможность сохранить устойчивость личности и позволяет индивиду оставаться самим собой независимо от ситуации, в которой он находится. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки признан старший дошкольный возраст, поскольку он связан с формированием новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения.
Регулятором психического развития в дошкольном детстве являются эмоции, которые господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Несовершенство в восприятии и понимании чувств у дошкольника влечет за собой чисто внешнее подражание взрослым в выражении чувств и отношений к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе. Специфика детско-родительских отношений, доброжелательный или недоброжелательный стиль общения со значимыми взрослыми, а также со сверстниками в большинстве случаев оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка и его самооценку.
Повышенный уровень тревожности может быть причиной многих психологических трудностей, которые возникают у детей, это и трудности в общении и обучении, снижение продуктивности в деятельности. Это может служить поводом обращения в психологическую службу образования. В научной литературе отмечается рост тревожности среди детей и подростков: по данным многолетних исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, количество тревожных людей – вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик – близко к 15%: в любой произвольно взятый момент тревогой и связанными с ней расстройствами страдают от до 20% несовершеннолетних [1, с. 239].
Ситуация тревоги способствует изменению поведения или же мобилизации защитных механизмов личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к формированию типичных механизмов защиты [2, с.81]. Накопление дошкольником в достаточной мере неудачных способов преодоления состояния тревоги является предпосылкой формирования тревожности как черты личности. В виду этого, для профилактики невротически – тревожного типа развития личности, необходимой составляющей является помощь детям в нахождении адекватных способов, посредством которых они могли бы совладать с неуверенностью, волнением и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется значимостью старшего дошкольного возраста для становления эмоциональной сферы и самооценки ребенка с точки зрения их дальнейшего развития и влияния на личность, а также широкой распространенностью тревожных расстройств у детей данной возрастной группы.
Цель: исследование взаимосвязи самооценки и уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Объектом данного исследования являются дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Предмет: взаимосвязь самооценки и уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по вопросу формирования самооценки и тревожности детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование показателей тревожности и самооценки детей старшего дошкольного возраста.
3. С помощью методов математической статистики провести анализ соотношения показателей тревожности и самооценки.
4. Обработать результаты и сформулировать выводы.
Гипотеза: предполагается, что существует взаимосвязь между самооценкой и уровнем тревожности у детей старшего дошкольного возраста (после эмперики можно сформулировать).
Выборку исследования составили воспитанники детского сада, всего 20 человек (10 девочек и 10 мальчиков) в возрасте 5-6 лет.
Методы и методики исследования:
теоретический анализ научной литературы, относящимся к исследуемой области, с использованием принципов системности, развития и детерминизма;
метод наблюдения за детьми, беседа;
психодиагностические методики: для изучения особенностей самооценки дошкольников - методика «Лесенка» (С.Г.Якобсон, В.Г.Щур), методика «Выбери нужное лицо», направленная на изучение эмоционального отношения и тревожности в социальных ситуациях (Тэммл Р., Дорки М., Амен В., адаптация Немов Р.С.);
метод вычисления коэффициента ранговой корреляции Спирмена для математико-статистической обработки результатов исследования в программе SPSS Statistics 17.
Практическая значимость: результаты данной работы могут найти применение в работе психологов и педагогов детских учреждений, а также при составлении психокоррекционных и развивающих программ и при консультировании родителей по вопросам воспитания и социального развития детей.