На фоне наблюдаемого роста официально зарегистрированных субъектов предпринимательства особую остроту приобрели вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств для субъектов предпринимательства, неразвитости системы микрокредитования и лизингового кредитования малых и средних предприятий, правовой непроработанности механизмов взаимного кредитования малого и среднего предпринимательства отсутствия целостной государственной политики в области малого и среднего инновационного предпринимательства, необходимости формирования чёткой вертикальной структуры, способной эффективно разрешать противоречия, возникающие между субъектами предпринимательства и органами местного, регионального и федерального управления1.
Хотя лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала и производственных мощностей, не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия. В зарубежной практике малое и среднее предпринимательство рассматривается как единое явление, и поэтому к его объектам употребляется термин «малое и среднее предприятие» (МСП), а к этому сектору экономики применяют термины: «малое и среднее предпринимательство», «малый и средний бизнес», «малое предпринимательство», «малый бизнес», как наиболее часто употребляемые в законодательстве и научной литературе. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его в объеме 40 — 50%, а в некоторых отраслях — до 70 — 80%2.
Стремительное развитие этого сектора экономики наблюдается во всех сферах жизни города, особенно в таких важных для нормального обеспечения большого числа населения, как: торговля, сфера услуг, строительство, производство и др. Именно в крупных городах, столицах, индустриальных районах сосредоточено свыше 70% населения, которые получают высокую заработную плату и, принося налоги в казну, способны обеспечить достойные условия жизни всей остальной массе населения города. Неудивительно, что многие государственные экономические программы направлены на развитие малого и среднего предпринимательства.3
Развитие рыночной экономики требует совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с деятельностью субъектов предпринимательской деятельности, важнейшее место среди которых занимают субъекты малого и среднего предпринимательства.
Социальная значимость сектора малого и среднего предпринимательства определяется массовостью субъектов малого и среднего предпринимательства и наемных работников таких субъектов, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную часть потребителей, производя товары и оказывая услуги в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Одним из основных направлений Президента РФ Д.А.Медведева во внутренней политике страны является создания необходимых благоприятных условий для развития малого бизнеса. Но с наступившем финансовым, а затем и экономическим кризисом возникли угрожающие обстоятельства для всей экономики в целом. У государства появились более важные задачи, в первую очередь спасение крупного бизнеса, само собой, проблема малого бизнеса была отодвинута на второй план. В действительности малый бизнес от этого не перестает быть менее актуальным, напротив, в какой то мере именно малый бизнес поможет государству выйти из затруднительной экономической ситуации. Качества, которыми обладают данные субъекты такие как гибкость, мобильность и инновационная восприимчивость, позволяют быстро реагировать на внешние изменения, это в свою очередь поможет в будущем встроиться в новую экономическую структуру. Поэтому возрождение экономики России в будущий посткризисное время невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
К тому же малые предприятия способствуют появлению среднего класса, а это формирует гражданское и демократическое общество, что будет полезно для развития страны в целом.
Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у представителей класса малых предприятий, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.
Но всему этому препятствуют множество трудностей, в данной работе рассматривается правовая сторона малого бизнеса, поэтому здесь будут изучены проблемы, возникающие в правовой сфере. Поэтому особое значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет правое регулирование этого сектора экономики, которое призвано способствовать созданию благоприятных условий для эффективного функционирования малых предприятий.
Актуальность данной работы определяется существенно важным значением нормативной базы регулирующей малые предприятия, так как именно от правового регулирования зависит развитие этого жизненно важного субъекта экономики.
Из этого можно выделить следующие препятствия в законодательстве:
- недостаточность политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса;
- несовершенное законодательство защищающее малые предприятия от недобросовестной конкуренции;
- несовершенное налогообложение малых предприятий;
- излишнее количество административных процедур и издержек малых предприятий, связанных с регистрацией бизнеса;
- неэффективное и избыточное государственное регулирование в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;
- большое количество сертифицируемой продукции;
- недоступность к недвижимости и инфраструктуре электросетевого и газового хозяйства;
- недостаточность государственной финансовой программы поддержки малого предпринимательства.
На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем – анализирование правовой базы регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса и изучение выше перечисленных правовых проблем.
Задачами же являются
-определение понятия субъекта малого бизнеса
-выявление недостатков в нормативной базе
-поиск методов по преодолению этих недостатков
Объектом исследования является нормативная база, регулирующая малый бизнес.
Предмет работы – общественно-правовые отношения, возникающие и связанные в области малого предпринимательства.
При написании работы была систематизирована и обобщена информация о малом и среднем бизнесе, полученная из различных научных источников.
В работе были использованы монографии и статьи таких специалистов, как профессора МГУ, члена-корреспондента РАН В.С. Автономова, док. экон. наук., аналитика журнала «Эксперт» И. Архипова, ведущего научного сотрудника ИЭ РАН Е.М. Бухвальда, профессора Стэнфордского университета Дж. К. Ван Хорна, канд. экон. наук., зав. сектором ИЭ РАН А.В. Виленского, док. экон. наук, профессора СПбГУ А.В. Воронцовского, канд. экон. наук., зав. сектором ИЭ РАН Н. Гловацкой, док. экон. наук ведущего научного сотрудника ИЭ РАН А. Дадашева.
Теоретической, основой настоящего исследования послужили работы ученых-правоведов:, С.С. Алексеева, Броило Е.В., Власовой В.М., Толстого Ю.К., Воронова А.А., О. Н. Садикова, Сергеева А.П., Т.И.Илларионовой, Б.М.Гонгало, В.А.Плетнева, Калпина, З.И. Цыбуленко, Суханова, И. и др.
Методологической основой настоящего исследования послужил метод материалистической диалектики как всеобщий метод познания действительности и вытекающие из него частнонаучные методы исследования: логический, сравнительно-правовой и историко-правовой методы в сочетании с комплексным и системным анализом исследуемых явлений, метод формально-юридического анализа, теоретико-правового прогнозирования.
Нормативно-правовая база исследования: Федеральные ЗАКОНЫ, Федеральные КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ, указы ПРЕЗИДЕНТА РФ и федеральные программы ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ, нормативные документы Федеральной Налоговой Службы, Федеральной службы государственной статистики.
Структура работы состоит из введения трех глав, каждая из которых разделена на разделы, и заключения. В первой главе данной работы рассмотрены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Вторая глава рассматривает правовые основы деятельности малых предприятий. Третья выявляет основные проблемы законодательства по данному объекту и пути их разрешения.