Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Характеристика коммуникативных барьеров в общении подростков





Содержание

ГЛАВА I. 1.Теоретическое исследование коммуникативных барьеров в подростковом возрасте 3

1.1 Общая характеристика общения в подростковом возрасте 3

1.1.2 Основные подходы психологии в изучении общения 6

1.1.3 Структура, функции, основные понятия общения 9

1.2 Понятие коммуникативных барьеров и основные причины их возникновения 15

1.2.1 Классификация коммуникативных барьеров 18

1.3 Особенности протекания подросткового периода 21

1.3.1 Особенности общения подростков 21

1.3.2 Причины возникновения коммуникативных барьеров в общении подростков 25

Список использованной литературы 30

Введение

1.1 Общая характеристика общения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте общение со сверстниками – ведущий тип деятельности. В общении осваиваются нормы морали, социального поведения, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.

Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и четкими в композиционном отношении; возрастает объем устных высказываний, их синтаксический строй становится все более разнообразным и развернутым. Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя не расчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков не сформулированных предложений.

Темп речи подростков, как правило, неравномерно ускоренный: пропускаются необходимые синтаксические паузы; много не синтаксических пауз (психологических и физиологических). Из-за обостренной рефлексии на собеседника подросток во время построения речи слишком напрягается эмоционально. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале.

Если в детстве особая школа социальных отношений игра, то в отрочестве этой школой становится общение.

В этот период подростки учатся осмысливать свои конформные (от лат. conformis — «подобный», «сообразный» пассивное, некритичное принятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций, законов и т. д. Проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с изменением позиции большинства ) и негативные реакции на различные ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учатся подавлять импульсивные действия. Стремление развить свою уникальность требует от подростка обособления от семейного «Мы», которое раньше поддерживало в нем чувство защищенности и эмоциональной направленности. Однако находиться наедине со своим «Я» подросток еще не готов. Он не может объективно оценивать себя и поэтому подросток находит решение своей сложной задачи в общении со сверстниками.

Заключение

Подростки с тревожным (боязливым) типом еще с детства слывут «маменькиными сынками», «домашними» детьми. Они боятся оставаться одпи дома, страшатся собак, грозы, темноты, незнакомых людей, в компаниях сверстников нередко становятся «козлами отпущения», объектами для шуток, так как сразу обнажают свою беззащитность. Учатся они старательно, но испытывают мучения, когда приходится отвечать у доски. Боятся контрольных работ, экзаменов, робеют перед учителями, которые, не замечая особенностей ребенка, строгостью еще более усугубляют его страх. У таких подростков нередко наблюдается реакция сверхкомпенсации: испытывая страх, они пытаются играть роль дерзкого, самоуверенного, смелого человека, однако при реальной угрозе истинные эмоции их становятся очевидны. Из-за высокой тревожности и склонности к формированию различных «комплексов неполноценности» у них может развиться невротическое состояние в виде стойкого страха, пониженного настроения.

Главными чертами подростков с неврастеническим типом акцентуации являются повышенная раздражительность, вспыльчивость, гнев по незначительным поводам.

Однако эти эмоции нестойки, спустя короткое премя подросток уже раскаивается и содеянном. Кроме того, для таких подростков характерна быстрая утомляемость, беспокойный сон, головные боли, тревога за состояние своего здоровья. Шумной компании они предпочитают общение с близким другом. Под воздействием психотравм, например крушения личных планов, желаний, у них может возникнуть стойкая неврастения. Здесь уместно вспомнить высказывания А. Кемпинского (1972): «...существуют... «рожденные» неврастеники, люди, которые с ранней молодости постоянно чувствуют себя усталыми, которых жизнь мучает и неоднократно они ее считают обременительной. Можно сказать, что для них сама жизнь является травмой».

Демонстративный (истероидный) тип, проявляющийся с ранних лет, характеризуется стремлением ребенка выделиться, быть в центре внимания, добиться признания, поклонения, сочувствия. С этой целью он использует и ложь, и фантазии, которые позже сам принимает за истину. Такие дети способны к необдуманным действиям, вызывающему поведению в общественных местах, побегам из дому. В­ компаниях сверстников они претендуют на лидерство, исключительность своего положения. Их обычно интересует то, что позволяет покрасоваться, выделиться (художественная самодеятельность, необычные коллекции и т. д.). С окружающими они конфликтуют при невозможности удовлетворить свои эгоцентрические желания. Развитию истероидной акцентуации способствует воспитание по типу «кумира семьи».

Подростки с эмотивным типом глубоко переживают малейшие неприятности, мягкосердечны, жалостливы, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам. Поэтому у них чаще отмечается печальное настроение.

При утрате близких, разлуке с ними или же из-за длительных конфликтов с родителями, друзьями у них обычно происходят нервные срывы. Общение с такими подростками требует особого такта, внимания сдержанности.

Подростки с конформным (экстравертным, приспособленческим) типом легковерны и подвержены чужому влиянию, установкам. Жизненным правилом их является стремление «­ быть, как все». Все, что говорится уверенным тоном, воспринимается ими как бесспорная истина. В поведении они руководствуются сиюминутными обстоятельствами, а не убеждениями, поэтому склонны к необдуманным поступкам. Из увлечений такие подростки предпочитают те, которые дают легкодо��тупную информацию,— кино, спортивные зрелища, многочасовые пустые разговоры с приятелями. В случае безнадзорности они могут попасть в плохую компанию и легко перенять ее взгляды и манеры поведения. Конфликты с родителями и учителями возникают, как правило, в случаях, когда взрослые пытаются оградить их от дурного влияния, лишив привычного круга общения.

Главными чертами подростков с шизоидным (интровертным ) типом акцентуации являются

замкнутость, погруженность в мир своих далеких от реальной жизни мыслей, идей, которые чаще всего непонятны окружающим.

Они создают свой идеал друга, но при этом чувству привязанности, любви не отводят много места. Сверстники их считают чудаками, фантазерами. Трудноразрешимыми для них могут стать, во-первых, общение с окружающими, требующее неподдельного сочувствия, внимания, активной помощи, а во-вторых, вмешательство в сферу их увлечений.

Список литературы

1. Адоир Дж. Эффективная коммуникация. – М.: Изд-во Эксмо, 2013.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Третье издание:М., Наука, 2010.

3. Анцупов А.А., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.:, 2009.-153с.

4. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.- М.: РИП-Холдинг, 2009.

5. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации.- М.: Изд-во РУДН, 2012.

6. Василик М.А. Основы теории коммуникации.- М.: "Гардарики", 2013.

7. Зигерт В., Лат Л. Руководить без конфликтов. - М., 2009.

8. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2011.

9. Леонтьев А.А. Психология общения, Москва, 2009

10. Маделин Беркли-Ален. Забытое искусство слушать, 2008

11. Матиашвили В.М. Организационные системы: сущность и типы. Н. Новгород, НРИ АПК, 2010.

12. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований.- М., 2010//www.I-U.ru.

13. Панфилова А.П. Деловая коммуникация профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2011.- 496 с.

14. Панфилова А.П., Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, СПб, «Знание», 2011.

15. Почепцов Г. Теория и практика коммуникации. - М.: Центр, 2008.

16. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, "Сибирское соглашение", 2009.

17. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации : Учебное пособие СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2012. - 461с.

18. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

19. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учеб. Для вузов. М.: Изд. Дом “Социальные отношения”, изд-во “Перспектива”, 2013.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Коррекция нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ
  2. этика и деловое общение
  3. Безработица и ее виды
  4. Социальные проблемы молодых специалистов на государственной и муниципальной службе в РФ
  5. Техническое обследование жилого шестиэтажного кирпичного здания
  6. взяточничество и его виды.
  7. Организация детских общественных объединений
  8. Права и обязанности собственника жилого помещения и членов его семьи
  9. Порядок выборов депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ
  10. Фридрих Ницше - конфликты в жизни и творчестве
  11. Организация работы судьи по подготовке дел к судебному разбирательству в суде первой инстанции
  12. Купля-продажа недвижимости
  13. Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел
  14. Полоролевые различия в отношении к своему телу у младших школьников
  15. Методы и алгоритмы теории принятия решений по выбору ПЛИС при проектировании устройств цифровой обработки информации
  16. Управление конфликтами в организации
  17. Формирование коммуникативной компетенции ОНР
  18. Сервитуты в римском праве
  19. Правовая унификация в правопонимании
  20. Автоматизация проектирования охранной системы
  21. Проблема мотивов и эмоций в классической философии и психологии и в творчестве А.Н. Леонтьева
  22. Соотношение целого и частей в произведении Эдгара Морена Метод. Природа Природы
  23. Лоббизм
  24. Специфика создания культурно-досуговых программ
  25. Брак и порядок его заключения
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: