Подростки с тревожным (боязливым) типом еще с детства слывут «маменькиными сынками», «домашними» детьми. Они боятся оставаться одпи дома, страшатся собак, грозы, темноты, незнакомых людей, в компаниях сверстников нередко становятся «козлами отпущения», объектами для шуток, так как сразу обнажают свою беззащитность. Учатся они старательно, но испытывают мучения, когда приходится отвечать у доски. Боятся контрольных работ, экзаменов, робеют перед учителями, которые, не замечая особенностей ребенка, строгостью еще более усугубляют его страх. У таких подростков нередко наблюдается реакция сверхкомпенсации: испытывая страх, они пытаются играть роль дерзкого, самоуверенного, смелого человека, однако при реальной угрозе истинные эмоции их становятся очевидны. Из-за высокой тревожности и склонности к формированию различных «комплексов неполноценности» у них может развиться невротическое состояние в виде стойкого страха, пониженного настроения.
Главными чертами подростков с неврастеническим типом акцентуации являются повышенная раздражительность, вспыльчивость, гнев по незначительным поводам.
Однако эти эмоции нестойки, спустя короткое премя подросток уже раскаивается и содеянном. Кроме того, для таких подростков характерна быстрая утомляемость, беспокойный сон, головные боли, тревога за состояние своего здоровья. Шумной компании они предпочитают общение с близким другом. Под воздействием психотравм, например крушения личных планов, желаний, у них может возникнуть стойкая неврастения. Здесь уместно вспомнить высказывания А. Кемпинского (1972): «...существуют... «рожденные» неврастеники, люди, которые с ранней молодости постоянно чувствуют себя усталыми, которых жизнь мучает и неоднократно они ее считают обременительной. Можно сказать, что для них сама жизнь является травмой».
Демонстративный (истероидный) тип, проявляющийся с ранних лет, характеризуется стремлением ребенка выделиться, быть в центре внимания, добиться признания, поклонения, сочувствия. С этой целью он использует и ложь, и фантазии, которые позже сам принимает за истину. Такие дети способны к необдуманным действиям, вызывающему поведению в общественных местах, побегам из дому. В компаниях сверстников они претендуют на лидерство, исключительность своего положения. Их обычно интересует то, что позволяет покрасоваться, выделиться (художественная самодеятельность, необычные коллекции и т. д.). С окружающими они конфликтуют при невозможности удовлетворить свои эгоцентрические желания. Развитию истероидной акцентуации способствует воспитание по типу «кумира семьи».
Подростки с эмотивным типом глубоко переживают малейшие неприятности, мягкосердечны, жалостливы, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам. Поэтому у них чаще отмечается печальное настроение.
При утрате близких, разлуке с ними или же из-за длительных конфликтов с родителями, друзьями у них обычно происходят нервные срывы. Общение с такими подростками требует особого такта, внимания сдержанности.
Подростки с конформным (экстравертным, приспособленческим) типом легковерны и подвержены чужому влиянию, установкам. Жизненным правилом их является стремление « быть, как все». Все, что говорится уверенным тоном, воспринимается ими как бесспорная истина. В поведении они руководствуются сиюминутными обстоятельствами, а не убеждениями, поэтому склонны к необдуманным поступкам. Из увлечений такие подростки предпочитают те, которые дают легкодо��тупную информацию,— кино, спортивные зрелища, многочасовые пустые разговоры с приятелями. В случае безнадзорности они могут попасть в плохую компанию и легко перенять ее взгляды и манеры поведения. Конфликты с родителями и учителями возникают, как правило, в случаях, когда взрослые пытаются оградить их от дурного влияния, лишив привычного круга общения.
Главными чертами подростков с шизоидным (интровертным ) типом акцентуации являются
замкнутость, погруженность в мир своих далеких от реальной жизни мыслей, идей, которые чаще всего непонятны окружающим.
Они создают свой идеал друга, но при этом чувству привязанности, любви не отводят много места. Сверстники их считают чудаками, фантазерами. Трудноразрешимыми для них могут стать, во-первых, общение с окружающими, требующее неподдельного сочувствия, внимания, активной помощи, а во-вторых, вмешательство в сферу их увлечений.