Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи





Содержание

Введение 3

1.Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5

1.1 Характеристика ФФНР в отечественной науке 5

1.2 Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом 7

2.Профилактика возникновения фонетико-фонематическое недоразвития речи 11

2.1Выявление отклонений в речевой деятельности детей 11

2.2 Игры как средство профилактики ФФНР у детей 13

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Введение

Количество детей с речевыми патологиями в последнее время сильно увеличилось. По мнению ряда авторов (Р.А. Белова-Давид, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюковой, Т.В. Филичевой), эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца, а активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Придя в школу, они будут испытывать трудности и быстро попадут в ряды неуспевающих.

В современной логопедии в настоящее время все более утверждается принцип устранения дефектов речи у детей на наиболее раннем периоде жизни, поскольку любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на дальнейшем речевом развитии, на поведении и деятельности ребенка.

Особенно важное значение для развития речи имеет чистое произношение ребенком звуков в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Общеизвестно, что речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются в дошкольном возрасте.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррекции. Это объясняется частотой возникновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.

Мы же в своей работе проанализируем профилактические меры возникновения фонетико-фонематического недоразвития речи.

Заключение

Таким образом, анализ литературы позволяет отметить, что речевое развитие ребенка предполагает формирование языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту. Однако в современных условиях до 50 % воспитанников дошкольных учреждений имеют отклонения в речевом развитии и оказываются неподготовленными к школьному обучению. Отклонения в речевом развитии детей могут иметь как ярко выраженные внешние признаки, так и особенности, системно охватывающие различные уровни речевой деятельности и языковой знаковой системы.

Изучению отклонений в речевой деятельности детей дошкольного возраста посвятили свои исследования такие психологи, дефектологи и педагоги, как Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, Н.X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р. Лурия и многие другие. Разработке систем обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием уделяли особое внимание Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы род­ного языка у детей с различными речевыми расстрой­ствами вследствие дефектов восприятия и произноше­ния фонем.

У детей шестилетнего возраста с недоразви­тием фонетико-фонематической стороны речи в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуко­вой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематичес­кого восприятия. Недостатки речи при этом не ограни­чиваются неправильным произношением звуков, но вы­ражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое раз­витие при этом нередко задерживается.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их по­ведения вольно или невольно отражаются и на их участии в иг­рах. Все это указывает на необходимость и своеобразие ис­пользования игр в логопедических занятиях с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнооб­разные игры могут и должны использоваться как на самих лого­педических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навы­ки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем и т.д. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребен­ка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обста­новке те новые навыки речи и поведения, которые воспитыва­ются у него на занятиях.

В педагогической литературе по дошкольному воспитанию различают разные виды игр: дидактические, подвижные, твор­ческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые).

Список литературы

1. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? М., 2000.

2. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: «ВЛАДОС», 1999.

3. Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. // Дефектология. 1990. № 5. с. 84 – 85.

4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

6. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994.

7. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. //Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т. II. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. М.: «ВЛАДОС», 1997. С. 554 – 576.

8. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. М.: Просвещение, 1968.

9. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1981.

10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

11. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т. 1. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.

12. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва – Воронеж, 1998.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Рабочее движение в 70-80 гг
  2. Органы самоуправления в лагере и их деятельность
  3. Анализ ценовой деятельности предприятия ООО «Вольный ветер»
  4. Мой консультационный опыт
  5. Исполнение наказания в виде обязательных работ
  6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ И ОБЩИЕ УСЛОВИЯ
  7. этика и деловое общение
  8. Формы соучастия и ответственность соучастников приступлений
  9. Проблемы смыслов и ценностей в философии
  10. Общественные отношения, в сфере социальных пенсий
  11. Подготовка кадров для государственной и муниципальной власти
  12. Становление и развитие органов государственной безопасности
  13. Международный Олимпийский Комитет (МОК). Олимпийская Хартия
  14. Международный правовой договор в системе национального права
  15. Теория правового государства
  16. Бухгалтерский учет и финансовая отчетность
  17. Продюсерский проект телевизионной передачи«Совет да любовь!»
  18. Проектирование и разработка Web - сайта службы такси «Люкс».
  19. Место России в процессах глобализации
  20. Деятельность пресс-служб в органах государственной власти.
  21. Эпоха дворцовых переворотов 1721 - 1801
  22. Отпуска без сохранения заработной платы
  23. Особливості працевлаштування окремих категорій громадян в Україні
  24. Этические проблемы в оперативно-розыскной деятельности
  25. Предмет Философия ВАРИАНТ 10 ответы на 6 вопросов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: