Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром





Содержание

Введение 3

Глава 1.Психолого-педагогические основы формирования у младших 6

школьников ценностных ориентаций в курсе «Окружающий мир» 6

1.1Основные характеристики ценностей современного общества 6

1.2 Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста 10

1.3Особенности формирования ценностных ориентаций учащихся в современных вариативных программах «Окружающий мир» 15

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентаций младших школьников в курсе «Окружающий мир» 27

2.1 Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста 27

2.2Комплекс заданий по формированию ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром 34

2.2 Организация и реализация программы кружка по экологии в условиях школы 47

2.3Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55

Заключение 56

ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Введение

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые: Б. Г. Ананьев [3]., Т. М. Андреева [4]., Л. И. Божович [10]., Б. С.Братусь [13]., Л. С.Выготский [18]., А. Ф. Лазурский [30]., А. Н. Леонтьев [31]., Б. Ф. Ломов [32] - рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности младшего школьника - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспекте, определили выбор темы настоящего исследования «Формирование ценностных ориентаций младших школьников в процессе их ознакомления с окружающим миром.

Проблема исследования: каковы условия эффективного формирования ценностных ориентаций у младших школьников в курсе «Окружающий мир».

Цель исследования: изучение особенностей ФОРМИРОВАНИЯ У младшего школьника ценностных ориентаций личности в процессе их ознакомления с окружающим миром.

Объект исследования: ценностные ориентации детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: ПУТИ формирования ценностных ориентций младших школьников в курсе «Окружающий мир».

Гипотеза исследования состоит в предположении, что ценностные ориентации в младшем школьном возрасте формируются.

В соответствии с обозначенной целью исследования в работе были поставлены и решались следующие задачи:

1. Определить сущность понятия «ценностные ориентации» личности и их формирование применимо к детям младшего школьного возраста.

2. Суммировать существующие в педагогической, методической литературе рекомендации по формированию ценностных ориентаций у детей в начальной школе, В Т.Ч. В КУРСЕ «ОМ».

3. Разработать и апробировать комплекс заданий по формированию ЦО младших школьников в процессе их ознакомления с ОМ

В процессе работы был использован комплекс методов исследования:

1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) использование методики Ш. Шварца для изучения ценностей личности;

3) использование методики «Ценностные ориентации» М. Рокича;

4) подведение итогов исследования ценностных ориентации личности.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе МБОУ СОШ №14.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Данные результаты исследования можно использовать как фактический материал для психологов, педагогов, МЕТОДИСТОВ, родителей и т.д. А также заключается в возможности расширить взгляд на проблему ценностных ориентаций и социальной адаптации подрастающего поколения, и в частности, на разработку эффективных программ по воспитанию у младших школьников общественно значимых ценностей и помощи в социальной адаптации подрастающего поколения к новым условиям жизни.

Заключение

В психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.

Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» этого процесса.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С.Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т. е. категории, при помощи которых подросток обозначает те или иные явления мира.

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход младшего школьника к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Наиболее значимыми ценностями для младших школьников являются здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие верных и хороших друзей, жизнерадостность, честность, рационализм (умение принимать обдуманные решения), чуткость, выбор этих ценностей связанны с возрастными особенностями младших школьникового возраста, к мало значимым ценностям они отнесли активность, деятельная жизнь, красота природы и искусства, материально обеспеченная жизнь, спокойствие в стране, мир, познание, интеллектуальное развитие, независимость суждений и оценок, уверенность в себе, жизненная мудрость, любовь, общественное признание, равенство (в возможностях) и совсем незначимыми ценности для подростов являются, свобода поступков и действий, творческая деятельность, получение удовольствий, аккуратность, непримиримость к своим и чужим недостаткам, ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к мнению других, воспитанность, исполнительность, трудолюбие, высокие запросы, независимость, образованность, твердая воля, широта взглядов.

Список литературы

1. Аванесов B. C. Тесты в социологическом исследовании / B.C.Аванесов. - М.: Наука, 2010. - 199 с.

2. Алексеев В. Г. Неформальные группы младших школьников в условиях города // Социологические исследования / В. Г. Алексеев. - 2010. - № 3. – С.67 – 72.

3. Ананьев, Б. Г. Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: Наука, 2009. - 378 с.

4. Антилогова Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: Автореф. дисс.... д-ра психол. наук по специальности 19.00.01 / Л. Н. Антилогова. - Новосибирск, 2009. - 20 с.

5. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. – М. : Академия, 2010. – 432 с.

6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Институт практической психологии, 2010. – 324 с.

7. Бойко, В. И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) / В. И. Бойко // Гуманитарные науки в Сибири. - 2011. - № 2. – С.3-10.

8. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2010. - № 4. – С.26 - 29.

9. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. - М. : Знание, 2010. - С.46 - 47.

10. Власюк, И. В. Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы): монография / И. В. Власюк. – Оренбург : Пресса, 2010. - 200 с.

11. Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б. С.Волков. – М. : Наука, 2010. – 251 с.

12. Волынская, Л. Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем / Л. Б. Волынская // Мир психологии. - 2011. - № 1. - С.114 - 119.

13. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования - 2010. - № 1. – С.96 - 105.

14. Жуков, Ю. М. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М. : Академия, 2010. – 325 с.

15. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Просвещение, 2010. – 166 с.

16. Зубова, Л. В. Психологические особенности ценностных ориентации младших школьников с различной направленностью личности / Л. В. Зубова. - Монография. – Оренбург : Изд-во ООИПКРО, 2010. – 175 с.

17. Иващенко, А. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях / А. В. Иващенко, Н. В. Фролова. - М. : Институт молодежи, 2010. – 158 с.

18. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2010. – 72 с.

19. Кон, И. С.Социология личности / И. С.Кон. - М. : Просвещение, 1997. – 312 с.

20. Крылов, А. А. «Образ Я» как фактор развития личности : автореф. дисс.... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Н. Крылов. - М., 1984. – 21 с.

21. Леонтьев, А. Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 2011. - № 4. – С.15 - 26.

22. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Наука, 2011. – 125.

23. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B. C.Мухина. - М. : «Академия», 2009. – 261 с.

24. Немов, Р. С. Психология. Кн. 2. / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2008. – 273 с.

25. Петровский, В. А. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 2010. – 346 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Обзор интерактивных учебных материалов
  2. Христианское консультирование, работа с зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания)
  3. Методика расследования убийств, замаскированных под самоубийства
  4. Особенности этических принципов функционирования организаций в Европе и Азии
  5. Теории бюрократии
  6. Цели и функциональная структура государственного управления
  7. Нейропсихологический анализ
  8. Криминологическая характеристика социальных последствий преступности несовершеннолетних
  9. Философские идеи Августина Аврелия
  10. Марксистко - ленинская теория
  11. Обучение и развитие персонала: инновационный анализ» (на примере ПАО «Ростелеком»)
  12. Становление российского парламентаризма (на примере деятельности Государственной думы 1906-1917 гг.)
  13. Характеристика конституции США 1787 г. и Билля о правах 1791
  14. Характеристики современной политической элиты России
  15. Нефтяной комплекс России
  16. Цены и тарифы
  17. Особенности памяти младших школьников
  18. Эволюция и перспективы развития электронных денег
  19. Методы исследования личности
  20. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  21. Субъекты уголовного судопроизводства
  22. контроль деятельности государственных и муниципальных органов власти
  23. Рефлексия режима Виши во Франции
  24. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
  25. Туризм и реклама
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: