Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5

1.1 Общая характеристика детей дошкольного возраста 5

1.2 Развития внимания дошкольников 13

Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22

2.1 Цель, задачи, методы исследования 22

2.2 Анализ и интерпретация результатов 25

2.3 Занятия для развития произвольного внимания 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Введение

Актуальность работы. В настоящее время с учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились.

В характеристике выпускника ДОУ, значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий.

Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности является достаточно развитое внимание. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти. Внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности, во всей его практической деятельности и играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что внимание – это единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, во многом зависят его успехи в учёбе и труде. Эти высказывания не потеряли значения и в настоящее время, когда проблема внимания вновь оказалась в фокусе интенсивного изучения специалистов.

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения. Как правило, у хорошо успевающих школьников имеются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень сосредоточенности и концентрации, переключения и распределения, увеличенный объем, устойчивая работоспособность.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Цель нашей работы состоит в выявлении особенностей формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – произвольное внимание в дошкольном возрасте.

Предмет исследования – процесс формирования произвольного внимания дошкольников.

Для успешной реализации цели нам необходимо решить следующие задачи:

 дать общую характеристику детям дошкольного возраста;

 рассмотреть особенности формирования внимания у детей;

 провести исследование особенностей внимания детей старшего дошкольного возраста;

 предложить игровые упражнения для развития произвольной памяти у дошкольников.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Заключение

Теоретический анализ источников и результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

Внимание играет очень важную роль в познании окружающей действительности и в практической деятельности человека. Из всей совокупности действующих в данный момент на человека раздражителей наиболее полно и отчетливо воспринимаются, а также и запоминаются те, которые привлекают его внимание. Внимание, таким образом, необходимо во всякой познавательной деятельности.

Существующие основные свойства внимания, устойчивость, объем, распределение, переключение, развивается под влиянием воспитания.

В дошкольном детстве высокой ступени развития достигает непроизвольное внимание. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребенка сосредоточиться на таких сторонах деятельностях, которые раньше оставались им не замеченными.

Если непроизвольное внимание достигает у детей дошкольного возраста высокой ступени развития, то внимание произвольное начинает у них только формироваться.

Выполняя поручения взрослых, неся некоторые обязанности в детском саду и дома, принимая участи в коллективных играх, дошкольник все чаще сталкивается с такими условиями, где приходится обращать внимание на то, что необходимо для осуществления намеченного задания, что соответствует словесным указаниям взрослого или требованиям детского коллектива. Таким образом, новые жизненные условия, организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию у детей произвольного внимания.

Обработка данных показывает, что уровень развития внимания у детей дошкольного возраста зависит от индивидуальных особенностей детей.

Детям трудно сосредоточится на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Результаты проведённой работы по теме: «Развитие произвольного внимания дошкольников», показывают что на протяжении дошкольного возраста изменяется соотношение непроизвольного и произвольного внимания, что игры и игровые упражнения оказывают большое влияние на развитие внимания и его свойств.

Изучив особенности развития произвольного внимания и его свойств у детей дошкольного возраста, было определено, что в дошкольном возрасте произвольное внимание только начинает формироваться, а преобладает непроизвольное внимание.

Также были выявлены условия развития внимания, деятельность должна быть интересной, разнообразной, доступной, ребёнок должен проявлять активность.

Особую роль в процессе развитие внимания оказывают игры и игровые упражнения, т.к. они доставляют ребёнку удовольствие и вызывают интерес.

Для развития произвольного внимания была подобрана система игр и игровых упражнений.

Используемую систему игр и игровых упражнений можно использовать воспитателям детского сада в развитии внимания дошкольника.

Список литературы

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009г.)

2. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ №2151от 20.07. 2011г.)

3. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 2005. - 500 с.

4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ./Общ. редакция Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. М.: Прогресс, 2008.

5. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

6. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников.- М., 1995

7. Богданова Т.И., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.

Блонский П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2007. 288 с.

8. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 2006. С. 87-98

9. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2006. 288 с.

10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.

11. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2007. С. 616-625

12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во «Смысл», Изд-во «Эксмо», 2003. 512 с.

13. Гатанова М.В.,Тунина Е.Г. Развиваю внимание. - СПб.-2000

14. Головнева Н.Я. Подготовка к школе. СПб.: Дельта, 2008. 252 с.

15. Григорович Л.А., Ермоленко О.С., Марцинковская Т.Д. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000

16. Джеймс У. Память//Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2008. С. 200-214

17. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ./Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 2008. – 192 с.: ил.

18. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 2006. 128 с.

19. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1953.-С. 91-101.

20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 2008.

21. Краткий психологический словарь./сост. Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».  1998.

22. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.

23. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. – 511 с.

24. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М., 2006

25. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 2006. С. 216-228

26. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

27. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления (Формирование элементов научного мышления у ребенка). – М.: МГУ, 1972. – 152 с

28. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. Рабочая тетрадь.- М.-2005

29. Рубинштейн С.Л. Память//Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2008. С. 215-233

30. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Акад. развития, 2007. 240 с.

31. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

32. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

33. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 384 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль и место сил специального назначения внутренних войск МВД в обеспечении военной безопасности России
  2. Великая депрессия и пути её преодоления
  3. Специальность коррекционная педагогика
  4. ВЛИЯНИЯ ПАЛЬЧИКОВОГО ИГРОТРЕННИНГА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
  5. Уголовно-процессуальное принуждение, связанное с изоляцией от общества
  6. Формирование певческих навыков у дошкольников
  7. Царицын в дни революции и гражданской войне
  8. Формирование коммуникативной компетенции ОНР
  9. Политические конфликт как социальное явление и механизмы его разрешения и урегулирования
  10. Юридические гарантии обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина
  11. Организационно-правовые формы предприятий в современной российской экономике
  12. Древняя Русь
  13. Методические основы работы над куплетной формой в детском хоре
  14. Финансовый контроль осуществляемый министерством финансов Российской Федерации
  15. Изучение маркетинговой деятельности предприятия ПАО «Вымпелком»
  16. АМНИСТИЯ ПОНЯТИЕ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ, ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
  17. Расторжение брака как социальная и правовая проблема
  18. Проблемы обеспечения безопасности на Ближнем Востоке
  19. Исследование системы управления фармацевтическим предприятием
  20. Оценка актуальных технических аспектов совершенствования ОрВД в Базовом ЦОВД филиала "Аэронавигация Северо-Восточной Сибири"
  21. Жилищное право
  22. Категория самооценки и ее функции в художественном дискурсе
  23. Правовое регулирование личных неимущественных отношений в семейном праве РФ
  24. Семантическая взаимосвязь восприятия цвета и композиции в дизайне советских кино-плакатов как средство выражения их идейно-образного содержания
  25. Авторитет учителя
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: