Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование нравственных качеств старших школьников в процессе использования литературных произведений на уроках истории Великой Отечественной войны.doc





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Принципы историзма в преподавании русского языка в средней школе 6

1.2. Сущность понятия историзма 17

1.3. Лингвистические, философские и психолого-педагогические основы принципа историзма в методике преподавания русского языка 20

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ИСТОРИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 27

2.1. Анализ учебников и учебных пособий по русскому языку со стороны реализации принципа историзма 28

2.2.Констатирующий эксперимент и его анализ 44

Выводы по Главе 2. 61

Глава 3. ПРОГРАММА ОПЫТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ 63

3.1. Содержание программы опытного обучения «Страницы истории русской лингвистической науки» 63

3.2 Анализ результатов опытного обучения по программе " Страницы истории русской лингвистики" 70

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76

Введение

В современном российском обществе под влиянием социокультурных причин особое значение приобрели вопросы отечественной истории. В этой связи 2012 год на государственном уровне был объявлен Годом Российской истории.

Внимание философов, социологов, педагогов обращено к прошлому, и это обусловлено, прежде всего, необходимостью опоры российского общества в условиях модернизации образования на лучшие отечественные традиции в лингвистической науке.

История русской лингвистической науки понимается нами как часть истории Отечества. Соответственно в современном школьном курсе русского языка, на наш взгляд, правомерно усилить опору на принцип историзма, в организации учебного процесса.

Принцип историзма рассматривается в науковедении как общенаучный принцип познания. В педагогических дисциплинах он определяет направление изучения от факторов образования к особенностям объектов и явлений, к способу изложения знания. [17, с.185]

Принцип историзма является традиционным в методике преподавания русского языка. По определению крупнейшего методиста-русиста последней трети ХХ века М.Т.Баранова, историзм для методической науки – это специальный общеметодический принцип, предполагающий учет исторических изменений, сохранившихся в той или иной форме в современном литературном языке [3, с.18].

Одним из ведущих путей реализации принципа историзма в процессе обучения школьников русскому родному языку в средней общеобразовательной школе является историческое комментирование языковых явлений. Об этом писали лингвометодисты В.В.Иванов, Д.Э.Розенталь, З.А.Потиха, Л.К.Лыжова и др.

Необходимость использования исторического комментирования как одного из приемов реализации принципа историзма в процессе обучения школьников русскому языку обосновывается в работах лингвистов H.H. Белоконевой, Т.А. Бобровой, В.В. Иванова, Н.М.Шанского и др., а также лингвометодистов М.Т. Баранова, А.Д.Дейкиной, Т.К.Донской, А.П. Еремеевой, О.Н. Зайцевой, М.Р. Львова, С.И.Львовой, Л.К.Лыковой, О.В.Поповой, З.А.Потихи, М.М.Разумовской, В.С.Сипан, A.B.Текучёва, В.Д.Янченко и др. По мнению ряда ученых, историческое комментирование способствует развитию лингвистического мировоззрения школьников, формированию осознанных учебно-языковых и правописных умений и навыков, приобщению к отечественному научному и культурному наследию, глубокому пониманию текстов художественной литературы, повышает познавательный интерес к урокам русского языка.

Повышенное внимание отечественных исследователей к истории лингвистической науки отмечено во второй половине ХХ века, который был чрезвычайно интересным и плодотворным отрезком в отечественной лингвометодике.

К примеру, что еще в 1964 году было издано пособие З.А.Потихи, В.В.Иванова, Д.Э.Розенталя «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе» (впоследствии вышли его переиздания 1985 и 1990 гг.). Однако с тех пор прошло более двадцати лет, в течение которых методика преподавания русского языка накопила богатый опыт, который в настоящее время необходимо обобщить и реализовать в школьной практике.

Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что, несмотря на имеющиеся исследования в области общих вопросов исторического комментирования, до настоящего времени не был в полной мере обобщен и всесторонне реализован на практике богатый дидактический материал, не сформулированы необходимые учителям-словесникам методические рекомендации применительно к современному школьному курсу русского языка. Вместе с тем не были определены роль, место, специфика исторического комментирования как значимого приёма в обучении школьников русскому родному языку.

Полагаем, что выявление особенностей исторического комментирования как приёма обучения русскому языку целесообразно рассматривать в контексте концепций формирования лингвистического мировоззрения при помощи использования сведений из истории языка (М.Т. Баранов, А.Д.Дейкина, В.В. Иванов, М.Р. Львов, Л.К.Лыжова, Ю.В. Откупщиков, А.П.Пасхалов, З.А. Потиха, A.B. Текучёв, Н.М. Шанский и др.), формирования осознанных умений и навыков на основе выявления истории развития лингвистического явления (А.И. Власенков, JI.B. Вознюк, С.И. Львова, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский и др.), принципов отбора сведений из истории языка при обучении школьников русскому языку (М.Т. Баранов, А.И. Власенков, В.В. Иванов, З.А. Потиха, Н.М. Шанский и др.).

Целью данной выпускной квалификационной работы является теоретическое обоснование и практическая реализация принципа историзма на уроках русского языка в 5 классе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Охарактеризовать принцип историзма, определить его специфику, роль и место в контексте школьного курса русского языка.

2. Обосновать эффективность использования принципа историзма в современной школьной методике преподавания русского языка с опорой на философские, лингвистические, психолого-педагогические, лингвометодические источники.

3. Проанализировать содержание школьных программ и федеральных учебников для 5 класса со стороны их возможностей для реализации общефилософского принципа историзма.

4. Провести констатирующий эксперимент (опрос учащихся методом анкетирования), разработать на его основе программу опытного обучения «Страницы истории русской лингвистической науки».

5. На базе ГОУ СОШ №648 САО г.Москвы и МБОУ Дубковская СОШ «Дружба» г.Одинцово Мос.обл. в 2011/12 учебном году осуществить апробацию программы опытного обучения «Страницы истории русской лингвистической науки» для проверки ее результативности.

Объектом исследования в данной работе является процесс обучения русскому родному языку в 5 классе, построенный на основе принципа историзма. Предметом исследования является конкретное содержание обучения на уроках русского языка в 5 классе.

Научная новизна данного исследования состоят в следующем:

1. выявлена специфика понятия «историзм» в науковедении;

2. уточнено содержание принципа историзма в ретроспективе и применительно к современной методике преподавания русского языка;

3. продемонстрированы возможности для реализации принципа историзма в обучении русскому родному языку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. предложена и апробирована программа опытного обучения русскому родному языку «Страницы истории русской лингвистической науки», построенная на основе принципа историзма, с учетом современных достижений методической науки;

2. содержание школьного курса русского языка обогащено дидактическим материалом для учащихся 5 класса;

3. предложены методические рекомендации для учителей-словесников.

Заключение

Русский литературный язык - средство национального, межнационального и международного общения, величайшее общенациональное достояние, язык самобытной духовной культуры, великой художественной литературы, науки и философии, имеющих общечеловеческую ценность.

Неблагополучное состояние преподавания русского языка в школе ощущают школьник и родители, школьные учителя и преподаватели вузов. От русского человека часто можно слышать, что русский язык - "самый трудный", что он "не любит русский язык". Русский язык как предмет школьного преподавания низведен до "уложения о наказаниях", до зазубривания запутанных "правил орфографии и пунктуации", номеров орфограмм".

В таком примитивно-узком понимании школьный предмет не может вызвать ни интереса, ни уважения, вызывает лишь скуку... и страх. Прежде чем правильно написать слово, пишущий будто бы должен мучительно вспомнить соответствующий номер орфограммы. На поиски слова, наиболее точно выражающего мысль, уже не хватает ни времени, ни сил... Школьник постоянно слышит на уроках и читает в учебнике: "Выучи!" ."Запомни!". Иногда предлагают запомнить "алгоритм": "чтобы узнать, какое окончание следует писать, надо сначала определить род, число, падеж, склонение, а затем посмотреть в таблицу (!) правильных окончаний". Можно подумать, что перед нами робот-принтер, а не живой ребенок, уже к 3-5 годам овладевший основными грамматическими категориями родного языка стихийно.

"Орфографическая" "концепция" преподавания русского языка привела к результатам прямо противоположным своей же цели. Резко возрастает число ошибок в контрольных диктантах даже у студентов отделений и факультетов русского языка и литературы вузов, готовящих учителей. Углубляется экологический кризис русской языковой и духовной культуры. Психологи и психотерапевты отмечают резкое снижение среднего уровня психического развития школьников, снижение способности связывать звуковой и зрительный образы, слово со смыслом.

А между тем, еще в середине прошлого, XIX века, отечественные ученые и методисты сформулировали совершенно иной подход к задачам преподавания родного русского языка в школе. "Родной язык так сросся с личностью каждого, - писал Ф.И. Буслаев, - что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся".6 Русский литературный язык, унаследовавший и тщательно сохранивший "книжную мудрость" античной и византийской культуры и образованности, впитавший в себя словесную культуру народов России и сопредельных стран, будучи словесной формой существования славянской и русской духовной культуры, взлелеянный и выпестованный русским народом и государством, является прекрасным средством и материалом развития духовных способностей учащихся.

К.Д. Ушинский предупреждал, что не только знание орфографии самой по себе, но даже "знание грамматики без навыка и развития дара слова... ни к чему не ведет!". Совсем не для усвоения правописания следует изучать грамматику родного языка в школе. "Многие науки обогащают сознание дитяти, давая ему новые и новые факты, - писал Ушинский. Грамматика начинает развивать самосознание человека!... Она является началом самонаблюдения человека над своей душевной жизнью."

Падение престижности родного (русского) языка как предмета школьного образования началось в двадцатые годы в связи со строительством "единой трудовой школы" с задачами подготовки "рабочего к станку", бездумного "винтика , безвольного исполнителя чужой воли. Послевоенные попытки "политехнизации школы" с еще более жестким требованием готовить подрастающее поколение к узко понятой трудовой деятельности лишь в сфере материального производства ускорили процесс дегуманизации образования и воспитания молодежи. Резко сократился объем и снизилось качество языкового, филологического образования. Тогда-то от всего родного языка в школе фактически остались лишь орфограммы и запятые.

"Историческое" постановление ЦК 1931 года восстановило отвергнутый отечественной лингводидактикой догматический метод преподавания родного языка. Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, Ф.Ф. Фортунатов и другие представители русской педагогической лингвистической мысли обосновали, развили и пропагандировали эвристический метод преподавания родного русского языка. Согласно этому методу учащиеся "учились учиться"; у них формировались навыки наблюдения и самонаблюдения, систематизации и обобщений. Они учились самостоятельно делать выводы, формулировать "правила".

До 1932 г. в наших программах и учебниках по русскому языку центральное место занимал раздел "наблюдения над языком" вместо традиционного раздела "Грамматика". Программа включала разделы "Работа с книгой", "Работа с газетой", "Устная и письменная речь". Программа по русскому языку и словесности большое внимание уделяла обучению чтению, "в обширном значении этого слова".

И неслучайно на Первом Международном Съезде славистов в Праге "Русский синтаксис в научном освещении" А.М. Пешковского был признан образцом школьного учебника родного языка для всех славянских народов.

Резкое сокращение объема и содержания, снижения качества языкового и филологического образования в школе противоречит международному историческому опыту всего школьного дела.

Изучение истории языка является давней традицией отечественного и зарубеж­ного языкознания, однако наибольшего внимания в этом вопросе заслужи­вают труды отечественных языковедов, идеи которых остаются актуаль­ными для изучения истории русского языка и в настоящее время.

Список литературы

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. –М., 1986. –448 с.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учебных заведений. –М., 2009. –256 с.

3. Баранов М.Т. Формирование лингвистического мировоззрения учащихся на уроках русского языка в IY-YIII кл. //Русский язык в школе, 1977, №3. –С.17-26.

4. Батракова С.Н. Педагогические приёмы эмоционального воздействия на учащихся. –Ярославль, 1982. –82 с.

5. Бессараб М.Я. Владимир Даль. Книга о доблестном гражданине России и о великом борце за русский язык. –М., 1972. –288 с.

6. Будагов Р.А. Портреты языковедов ХIХ-ХХ вв.: Из истории лингвистических учений /Отв. Ред. В.И.Ярцева. –М., 1988. –320 с.

7. Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова... Повесть о В.И.Дале. –М.. 1966. –224 с.

8. Воспитание интереса к урокам русского языка у учащихся Y-YIII классов. Сборник статей /Сост. М.Т.Баранов. –М., 1965. –167 с.

9. Граник Н.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка /В 4-х т. –М., 1989-1991. Т.1. –699 с. Т.2. –779 с. Т.3. –555 с. Т.4. –683 с.

11. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. –М., 1990. –176 с.

12. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку //Русский язык в школе, 1993, №5. –С.3-11.

13. Дейкина А.Д. Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык //Русский язык в школе, 1994, №3. –С.3-11.

14. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. –М., 1998. –144с.

15. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. –СПб., 1997: 5-6 кл. –192 с., 6-7 кл. – 240 с., 8-9 кл. –256 с.

16. Жукова М.Е. Формирование знаний школьников об исторической личности (на материале курса истории 8 класса): Дисс. ... канд. пед. наук. –СПб., 1994. –209 л.

17. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ веков в очерках и извлечениях: В 2-х ч. Ч.1. –М., 1960. –407 с. Ч.2. –М., 1965. –496 с.

18. Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. –М., 1984. –159 с.

19. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. -Л.: просвещение, 1990. - 255с.

20. Карпюк Г.В. Искатель слов (К 170-летию со дня рождения В.И.Даля) //Русский язык в школе, 1971, №3. –С.109-116.

21. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Свободные диктанты. –М., 1967. –280 с.

22. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. 2-е изд., перераб. –М., 1998. –136 с.

23. Методика преподавания русского языка: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. –М., 2000. –368 с.

24. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Н.С.Богуславская, В.И.Капинос, А.Ю.Купалова и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. –М., 1991. –240 с.

25. Методика сочинений-этюдов: учителю-словеснику /Под ред. О.П.Мистратовой. –Калининград, 1998. –92 с.

26. Микулинская М.А. Развитие лингвистического мышления учащихся: Экспериментальное психологическое исследование. –М., 1989. –144 с.

27. Молодцова С.Н. Воспитание любви к русскому языку /Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 4-8 классах: Сб. статей из опыта работы учителей и методистов. Пособие для учителей /Сост. М.Т.Баранов. –М., 1979. –С.76-89.

28. Никитина Е.И. Русская речь: Пособие по развитию связной речи: 5-7 класс. –М., 2008. –190 с.

29. Новожилова Ф.А. Изложение-миниатюра на уроках русского языка //Русский язык в школе, 1994, №5. –С.10-16.

30. Основы методики русского языка в IY-YIII классах /Баранов М.Т., Богуславская Н.Е., Власенков А.И. и др. /Под ред. А.В.Текучёва. –М., 1978. – 381 с.

31. Пасхалов А.П. Удивительная этимология. -М.,2007.

32. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. –М., 1988. –208 с.

33. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. –Изд. 3-е, испр. и доп. –М., 1985. –399 с.

34. Русский язык: Учебник для 5 класса сред. школы /Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др. –М.: Просвещение, 2011. –319 с.

35. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учеб. пособие для 5 кл. общеобр. учеб. заведений / Сост. А.Ю.Купалова; Научн. ред. В.В.Бабайцева. –М., 2006. –256 с.

36. Русский язык: Учеб. пособие для 5 кл. oбщеобразоват. учреждений /М.М.Разумовская, С.И.Львова, Г.А.Богданова и др.; Под ред М.М.Разумовской, П.А.Леканта. –М., 2005. –352 с.

37. Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ф.П.Филин. –М., 1979. –432 с. Система обучения сочинениям в Y-YIII классах /Под ред. Т.А.Ладыженской. -М., 1973. –367 с.

38. Словарь русского языка: В 4-х т. /АН СССР, Ин-т русского языка; Под ред. А.П.Евгеньевой. –3-е изд. Т.1. –М., 1985. –698 с. Т.2. –М., 1986. –736 с. Т.4. –М., 1988. –800 с.

39. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения: 5-9 классы: Книга для учителя. –М., 1998.

40. Ханпира Э.И. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова (К пятидесятилетию выхода в свет 1-го тома) //Русский язык в школе, 1984, №6. –С.71-75.

41. Шергин Б.В. Слово о Ломоносове. Сказ /Шергин Б.В. Запечатлённая слава. –М., 1967. –С.327-352.

42. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) /Составитель М.В.Панов. –М., 1984; 2008. –352 с.

43. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык /Глав. ред. М.Д.Аксёнова. –М., 2008. –704 с.

44. Языкознание. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. В.Н.Ярцева. –2-е изд. –М., 1998. –685 с.

45. Якиманская И.В. Знания и мышление школьника //Педагогика и психология, 1985, №9. –80 с.

46. Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об учёных-лексикографах //Русский язык в школе, 1997, №6. –С.24-28, 37.

47. Янченко В.Д. Лингвистический вечер для учащихся Y-YI кл. «Праздник славянской письменности и культуры» //Русский язык в школе, 1998, №2. –С.49-55.Янченко В.Д. Рассказываем школьникам о русских лингвистах //Русский язык в школе, 1999, №5. –С.9-16.

48. Янченко В.Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века - учителям-словесникам. -М.: Интеллект-центр, 2011. -160с.

49. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. -М.,2002. -160с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Реферат по работе Л.С. Выготского Воображение и творчество в детском возрасте
  2. Подготовка и внесение законопроектов в парламенты стран Азиатско-Тихоокеанского Региона
  3. Специфика рационального использования и сохранения лесного потенциала РФ
  4. философия наука религия
  5. Разработка методического пособия с использованием разработанных схем с использованием счетчиков на ИМС и программа-тест для проверки усвоения изученного материала
  6. Обеспечение граждан РФ жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда
  7. Оптимизация деятельности автотранспортного предприятия за счет совершенствования маршрутов перевозки скоропортящихся грузов подвижным составом ООО «Алтайхолод».
  8. Право собственности
  9. Модернизация России в 18 веке
  10. Предупреждение конфликтов ДОУ
  11. Практическое задание по технологии среднего профессионального образования. Развитие познавательных интересов студентов в разных формах опроса
  12. Элементы структуры таможенного правоотношения субьекты обьект содержание
  13. Проблема передачи земельных участков
  14. Вулканы и землятресения как эндогенные факторы в эволюции земли
  15. РЖД
  16. Методы социальной защиты в современной России
  17. Техника составления бухгалтерского баланса и анализ его основных показателей
  18. Понятие организации и ее функции
  19. Методы и приёмы терминологической работы
  20. Поисковые системы и технологии поиска информации
  21. Правовое положение и организация работы подразделений по делам несовершеннолетних
  22. Принципы и функции права
  23. Методика расследования мошенничества
  24. Отчет по практике экономиста в ОАО «СКБ - Банк»
  25. Коммуникативная компетентность педагога
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: