Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на уроке музыки





Содержание

Введение 3

1.Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств 6

2.Методы и приемы, развивающие музыкально-образные представления 18

Заключение 23

Список использованной литературы 25

Введение

Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

- Анализировать свои действия;

- Самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

- Отличаться мобильностью;

- Быть способны к сотрудничеству;

- Обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

- Хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

- Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформировать тему, цель, задачи урока;

- Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- Вывод делают сами учащиеся;

- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- Времясбережение и здоровьесбережение;

- В центре внимания урока – дети;

- Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- Умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- Планирование обратной связи;

- Урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической технике:

- Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

- Открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

- Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

- Идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

- Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Заключение

На основании проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы:

1. Формирование музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств способствует более глубокому эмоциональному, чувственному постижению ими музыкального искусства, расширению их музыкально-образного тезауруса; является стимулом к их творческим проявлениям в различных видах музыкальной и полихудожественной деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании, рисовании, сочинении рассказов, стихотворений и т.д.

2. Музыкально-образные представления – это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта в результате взаимодействия с произведениями музыкального искусства.

3. Формирование полимодальных музыкально-образных представлений базируется на доминирующих в образной сфере индивидуума представлениях определенной сенсорной модальности (аудиальной, визуальной и кинестетической), которые характеризуются различным уровнем сенсорной полноты (мономодальным, бимодальным, полимодальным).

4. Важнейшими факторами, необходимыми для формирования полимодальных музыкально-образных представлений младших школьников, являются актуализация синтеза искусств (музыка, живопись и литература) на уроках музыки в общеобразовательной школе и учет индивидуального сенсорного опыта учащихся.

5. Педагогическими условиями формирования музыкально-образных представлений младших школьников на основе синтеза искусств являются: использование компьютерных технологий в процессе обучения; организация обогащенной художественной среды; применение специальных художественно-образных заданий и музыкально-игровых методов; использование приемов «полимодального» психолого-педагогического воздействия (организация музыкального восприятия в условиях дополнительных сенсорных стимулов; трансляция полимодальных музыкально-образных представлений вербальными и невербальными способами и др.).

6.Уроки музыки, построенные на сравнении выразительных средств различных видов искусства, вызывают у детей не только большой интерес, но способствуют накоплению музыкально-слухового опыта, что в свою очередь стимулирует творческие способности, обогащает мировосприятие школьника, воспитывает осмысленное отношение к искусству.

Список литературы

1.Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.

2.Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Прометей, 2003. – 224 с.

3.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.: ил.

4.Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. – М.: «АКВАРИУМ БУК», К.: ГИППВ, 2002.– 240 с.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 608 с.

6.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гумат. Изд. Центр ВЛАДОС. 2003. – 336 с.: ноты.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М.: Наука, 2001.- 279 с.

8. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1983 – 222 с.

9.Апраксина О.А. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин –тов по спец. №2119 «Музыка» / Сост. О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 1987. – 272 с.

10.Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия /Сост. О.А.Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207с.

11. Артоболевская А.Д., Левин В.И. и др. Первые встречи с искусством. – М.: Искусство в школе, 1995. – 224 с.

12. Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений //Проблемы музыкального мышления. Сб.статей под ред. М.Г.Арановского. – М.: Музыка, 1974.- С. 252-271.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.–Л., 1973. – 144 с.

14. Асафьев Б.В. Речевая интонация. – М.– Л., 1965. – 136 с.

15. Бакланова Т.И. Сокольникова Н.М. Родной мир музыки. Тетрадь для учащихся. 1 класс. М.: Рекорд, 1997. – 96 с.

16. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Родной мир музыки. Тетрадь для учащихся. 2 класс. М.:Рекорд, – 1998. – 80 с.

17.Барабанщикова В.В. Сенсорная модальность образа и эффективность приемов психологической саморегуляции функционального состояния студентов //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. №1, 2003. С. 78-79.

18.А.Барабошкина А. Сольфеджио для 1-го класса ДМШ. М.: «Музыка», 1986. – 72 с.

19. Бардин К.В. Дополнительные сенсорные характеристики, используемые наблюдателем при различении слуховых сигналов и их возможные источники //Психологический журнал. Т 8. №5. 1987.- C.57- 64.

20. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Советский композитор, 1979. – 352с.

21. Баренбойм Л.А., Перунова Н.И. Путь к музыке. – Л.: Советский композитор, 1989.- 168 с.

22.Бахтин В.В., Шипилкина Т.А. Содружество муз: Учебное пособие по спецкурсу «Музыка в мире искусств». – М., 2005 – 141 с.

23. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. – 3-е изд. – YMCA – BRESS.Париж. 1989.- 398 с.

24.Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М.: «Академия», 2002. – 416 с.

25. Бергсон А. Материя и память //Собр. Соч., т.1- М., 1992. – 235 с.

26. Бейрюмова Л.Г. Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 1998. -27 с.

27.Берсенева Н.И., Дубровская Л.А., Овчинникова И.Г. Ассоциации детей от шести до девяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе) – Пермь: ПГУ,1995.- C. 123-127.

28.Благонадежина Л.В. Психологический анализ слухового представления мелодии // Ученые записки ГНИИ психологии. – Т.1, 1940. – С.151-196.

29. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.- М., 1961.- С.266- 267.

30. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 695с.

31.Богданов Г.Ф. Работа над танцевальной речью. Учебно – методическое пособие. – М.: МГУКИ, 2004.- 130с.

32. Богданова В.В. Развитие цветомузыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста: Монография. – М..2004. – 136 с.

33. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко, - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК. 2003.- 672 с.

34.Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М.: ВЛАДОС,- 2003.- 219 с.

35. Борухзон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Санкт – Петербург. 1996.- 44 с.

36. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: ИПРАН, 1997. – 350 с.

37. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. – М.: Гардарики, 2002. – 556 с.

38.Бурвина Э.М. Ассоциативный метод в преподавании музыки (на материале фортепианного оучения будущих учителей музыки). Дисс. канд. пед. наук. – М., 1990.-153с.

39.Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство,1993. – 255 с.

40.Ванечкина И.Л., Галлеев Б.Г. Синестетические эксперименты в музыкальном образовании //Человек, 2002. №2.- С.96-99.

41. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка: Очерки. Изд. 2-е. – Л., 1983.

42. Вартанов А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства //Литература и живопись. – Л., 1982. – С.5-30.

43.Василюк Ф.Е. Структура образа //Вопросы психологии, 1993. №5. С.5-19.

44.Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ритмика.– М., 1972.- 150с.

45.Васина-Гроссман В. Музыка среди других искусств //Пионерский музыкальный клуб. Вып. 22.– М., 1968. С.59-65.

46.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – СПб: Музыка, 2000. – 280 с.

47.Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности»: Монография. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 204 с.

48.Вендрова Т. «Пластическое интонирование музыки» в методике Вероники Коэн //Искусство в школе.№1, 1997, С. 61-64.

49.Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить…» //Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1996. – 192 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Роль женщины в римском обществе в период раннего Принципата
  2. Проблема наркотизации молодежи и путей её преодоления средствами социально-профилактической работы
  3. Разработка математических методов повышения надежности ИВК СУ ЛА
  4. Источники конституционного права понятие и виды
  5. Сфера услуг в античном мире
  6. Структура архивоведения как научной дисциплины
  7. Вещи как объекты гражданских прав: понятие и классификация
  8. Рекламная деятельность ООО «Комстэк»
  9. Россия в XIX веке
  10. ТС ТК роль и место в таможенном контроле
  11. Экономическая политика в сфере производства информации и информационных технологий в СПб
  12. Отчет по практике на ООО «ЭнергоСервис»
  13. Государство и личность
  14. Общение как фактор развития ребенка
  15. Причина созыва 4 вселенского собора
  16. Технологии социальной работы по профилактике употребления наркотиков
  17. Правовой статус личности в арабских государствах
  18. Содержание деятельности руководителя ДОУ общеразвивающего вида по развитию персонала
  19. Атомистическая теория Демокрита
  20. Управление конфликтами в организации
  21. Сорвременный руководитель
  22. Правоотношение как вид общественного отношения
  23. «Учет затрат на производство и исчисление себестоимости продукции пчеловодства»
  24. Вступление России в ВТО
  25. Информатика. Информационные технологии.
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: