Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 7

1.1. Информация как составляющая современного информационного общества 7

1.2. Особенности информатизация образования на современном этапе 15

1.3. Методические подходы к определению информационной грамотности учащихся 22

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 32

2.1. Содержание информационной деятельности и сущность информационных потребностей 32

2.2. Суть и составляющие информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности 41

2.3. Источники формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности 45

2.4. Методика формирования умений и навыков работы с информацией 47

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА 85

3.1. Способы и приёмы работы с информацией в начальной школе 85

3.2. Система заданий, формирующая информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения 87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 101

Введение

Актуальность исследования. Реформирование образования в Российской Федерации осуществляется в условиях глубокого проникновения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) почти во все сферы человеческой деятельности. ИКТ становятся мощным катализатором и показателем научно-технического развития общества.

В условиях бурного развития ИКТ общество постепенно приближается к новому, информационному этапу своего развития, в котором особое значение приобретает умение работать со средствами ИКТ и использовать их в повседневной деятельности. Согласно ФГОС, внедрение новейших ИКТ во все сферы общественной жизни и развитие информационного общества является одним из приоритетных направлений государственной политики, а уровень современного образования должен соответствовать существующему социальному заказу. От уровня информационной грамотности подрастающего поколения зависит в будущем научный, технический и производственный потенциал нашей страны.

ИКТ существенно влияют на содержание, формы, методы и средства обучения, но их интенсивное развитие, в частности, развитие функциональных возможностей опережает развитие методов использования этих средств в учебном процессе, особенно в начальной школе. Появилось противоречие между возможностями и методами развития информационной грамотности в учебном процессе. В решении этого противоречия важное место занимает формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

Методика внедрения элементов информационной грамотности в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы, теория и опыт разработки педагогических программных средств и использования в учебном процессе, принципы и методы обучения с использованием компьютера освещены в работах В. Ю. Быкова, Р. Вильямса, А.М. Гуржий,

Ю.А. Дорошенко, А.П. Ершова, М.И. Жалдака, Ю.А. Жука, В.В. Лапиньским, В.М. Монахова, И.П. Пидласого, А.В. Спиваковского и других.

Однако, темпы развития ИКТ опережают научные достижения в этой области. Противоречие между возможностями формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. и степени разработки методов их использования в учебном процессе требует активизации научных исследований в определении понятия информационной грамотности и поиска содержания, форм, методов и средств ее формирования.

Объект исследования - информационная грамотность младшего школьника в учебной деятельности.

Предмет исследования – процесс формирования информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

Цель исследования заключается в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке системы по формированию информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

Задачи исследования состоят в следующем:

1. Изучить научно-практические подходы к проблемам информационной грамотности учащихся.

2. Проанализировать содержание информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

3. Определить способы и приёмы работы с информацией в начальной школе.

4. Разработать систему заданий, формирующую информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

Методологическими основами исследования стали научные положения теории познания о всеобщей связи и взаимообусловленность явлений окружающей действительности, о процесс восприятия и усвоения личностью научных понятий, о формировании умений и навыков мыслительной деятельности, о взаимосвязи теории и практики, выводы и положения отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме; идеи современных концепций обучения и новых педагогических технологий.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы исследования: теоретические - изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической методической, дидактической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение опыта; эмпирические - анкетирование, беседы и др..

Экспериментальной базой исследования является Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 54 Центрального округа г. Москвы.

Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые теоретически обоснована необходимость формирования у учащихся младших классов элементов информационной грамотности, определены приоритетные направления и педагогические условия их формирования на начальном этапе образования, разработано содержание и теоретически обоснованы формы, методы и средства формирования элементов информационной грамотности младших школьников с использованием междисциплинарного подхода.

Практическое значение полученных результатов заключается в том , что разработанные рекомендации и задания по формированию информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности могут быть использованы в подготовке научно-методических рекомендаций по использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся начальных классов, для подготовки и написания специальных методических пособий по изучению элементов информационной грамотности, а также учителями в практике работы современной школы (на уроках и факультативах) в младших классах. Разработаны дидактические материалы могут быть использованы преподавателями и студентами высших педагогических учебных заведений России и в системе переподготовки и повышения квалификации учителей начальной школы .

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Общий объем дипломной работы составил 108 страниц. Основное содержание изложено на 102 страницах. Работа содержит 2 таблицы и 6 рисунков. Список использованных источников составляет 62 наименования.

Заключение

Школьное образование в Российской Федерации последних лет претерпело существенных изменений. Теперь главная задача ученика не механическое накопление знаний, а приобретение умения искать информацию, ориентироваться в разнообразии информационных ресурсов, подбирать нужно и критически оценивать полученные результаты. Кроме того, он должен уметь самостоятельно создавать информацию и транслировать ее, используя современные электронные технологии. Всего этого школьники могут и обязаны научиться на занятиях в СОШ.

Важность проблем связанных с формированием информационной кграмотности определяется ролью научно-технического прогресса в современном мире. Характерным признаком этого прогресса является информатизация общества, одна из особенностей которой заключается в том, что повседневная деятельность на основе полного, динамического и своевременного знания является не уделом избранных, а потребностью каждого. Работа с управляемой и однообразной информацией все больше становится разнообразной и творческой и реализуется в компьютерном окружении. Итак, информационная грамотность предопределяет дальнейшее развитие человеческой цивилизации в целом.

Итак, в рамках данного исследования рассматривался вопрос о формировании информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности и были решены следующие зачади:

1. Изучены научно-практические подходы к проблемам информационной грамотности учащихся.

2. Проанализировано содержание информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности.

3. Определены способы и приёмы работы с информацией в начальной школе.

4. Разработана система заданий, формирующую информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

На основе проведенного исследования можно сделать ряд концептуальных выводов.

В ходе анализа соответствующей литературы подтвердилось предположение о том, что в подавляющем большинстве учебных заведений главным источником получения новых знаний на уроках в младшей школе является устное преподавание и объяснение учителей, методы работы с учебной литературой. Диалог с компьютерами, выполнение целенаправленной системы практических работ получили незначительное распространение.

В рамках данного исследования был проведен анализ системы работы с информацией на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы Средняя общеобразовательная школа № 54 Центрального округа г. Москвы. С целью определения способов и приёмов работы с информацией в начальной школе был проведен опрос среди учителей младшей школы. В опросе приняли участие 20 человек. По результатам исследования были выяснены, какие способы и приёмы работы с информацией используются в начальной школе и какие требуют внедрения в образовательный процесс.

Суммировав ответы, учителей мы получили общее представление об используемых в деятельности СОШ № 54 г. Москвы способах и приёмах работы с информацией в начальной школе. Следует отметить, что учителя используют в полной мере практически все методы и способы, исключением являются лишь мультимедийные средства. На уроках по математике, литературному чтению и в рамках изучения предмета «Окружающий мир», как отмечают учителя, практически никогда не используются компьютерные средства. В связи с этим следует говорить, что формирование информационной грамотности учащихся происходит без использования современных методик и требует дальнейшего анализа и внедрения в образовательный процесс. В связи с этим нами была разработана система заданий, формирующая информационную грамотность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

Проведенные исследования подтвердили, что одним из методов повышения информационной грамотности младших школьников может выступать широкое применение в учебном процессе мультимедийной и компьютерной техники.

Исследование показало, что введение мультимедийной и компьютерной техники в учебный процесс на уроках позволит оптимизировать учебный процесс.

Делая общий вывод о дидактическом и методическом потенциале инновационных технологий, нужно заметить, что именно они являются носителями тех свойств, которые определяют эффективность обучения в образовательном процессе.

Итак, эффективность применения мультимедийной и компьютерной техники как средства формирования и повышения уровня информационной грамотности учащихся в основных видах учебной деятельности может быть использована и в начальной школе.

Внедрение новейших технологий как средства обучения сделает учебный процесс более разнообразным и многогранным, откроет новые организационные формы и методические возможности. Эти технологии являются катализатором создания принципиально новых форм и типов учебной среды. Навыки работы со средствами новых информационных технологий в процессе обучения развивают ученика, воспитывают самостоятельность и способность к самообучению.

Таким образом, цель исследования достигнута – разработана и рассмотрены особенности практического использования системы по формированию информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности. Перспективы исследования видятся в анализе уровня сформированности информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности и использование данной системы в практической деятельности учителей начальной школы для оценки и повышения информационной грамотности учащихся.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://standart. edu. ru/catalog. aspx? CatalogId=959;

2. Стратегия развития информационного общества в российской федерации // Российская газета: Федеральный выпуск № 4591 от 16 февраля 2008 г.

3. Концепция создания телекоммуникационной системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам: Прилож. №1 к решению коллегии Минобразования России от 04.04.2005 №7 «О реализации основных направлений информатизации образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие образовательной информационной среды (2005-2008 годы)» [Текст]. - М., 2009. - 7 с.-Ротапр.

4. Антипова В.А. Библиотечные уроки. Выпуск 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Издательство: Глобус, 2013. – 336 с.

5. Атаян А.М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Дис…. канд. пед. наук 13.00.06. [Текст]. - Владикавказ, 2006. - 280 с.

6. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2008. - №1. - С. 55 - 59.

7. Бабикова Е.Е. Использование интерактивных методов в формировании библиотечно-библиографической грамотности школьников // Школьная библиотека. – 2008. - № 5. – С. 64 – 65.

8. Барматина И.В. К вопросу о формировании информационной культуры личности [Текст] / И.В. Барматина // Аспирантский сборник НГПУ - 2003. - Ч. 1. - С. 51-57.

9. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Образование и информатика, 2005. - 327 с.

10. Блонский П.И. Психология младшего школьника. Под ред. Анна Липкина, Т. Марщинковская. Издательство: МОДЭК, МПСИ, 2013. – 362 с.

11. Больбат А.А. Человек в социальном пространстве информационной культуры Дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / А.А. Больбат. - Волгоград, 2006. - 254 с.

12. Ващук И.Н. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности : Дис.... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2005 184 c.

13. Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность. Переводчик: Е. Малявская. Редакторы: Питер Годвин, Дж. Паркер. – М.: Профессия, 2011. – 238 с.

14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Издательство: Академический Проект, Альма Матер, 2012. – 208 с.

15. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. – Спб.: Говорящая книга, 2012. – 321 с.

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2007. - 342 с.

17. Гайдарева, И.Н. Социокультурная среда как фактор формирования информационной культуры личности [Текст] / И.Н. Гайдарева. - Майкоп: Аякс, 2002. - 244 с.

18. Гайдарева И.Н. Информационная культура личности в условиях трансформации российского общества: Социологический аспект: Дис…. канд. социол. наук: 22.00.06 [Текст] / И.Н. Гайдарева. - Майкоп, 2002. - 264 с.

19. Гендина Н.И. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие для вузов культуры и искусств / М-во культуры Рос. Федерации; Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова. - Кемер. гос. акад. -.Ч. 1. - 2005. - 128 с.

20. Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор [и др.]. - М., 2002. - 337 с.

21. Герцог Г.А. Информационная культура современного педагога: Дис…. канд. филос. наук: 22.00.06 [Текст] / Г.А. Герцог. - Екатеринбург, 2005. - 228 с.

22. Гершунский Б.С. Философия образования [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Высш. шк., 2008. - 234 с.

23. Глазачев С. Н. Глобальные вызовы современности и миссия образования [Электронный ресурс] // Вестник международной академии наук (русская секция). – 2010, 1. – С. 28-32. – UVR: http://www.heraldrsias.ru/download/articles/05___Article____Glazachev_1.pdf

24. Горбунова Л. Формирование информационной культуры в современной образовательной среде [Текст] / Л. Горбунова // Регион: политика, экономика, социол. - 2006. - №4. - С. 139-142.

25. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках / О. К. Громова. - М: Профессия, 2009. - 312с.

26. Дрозина Валентина, Дильман Валерий, Дрозин Дмитрий. Как научить младших школьников решать нестандартные задачи. Издательство: Либроком, 2013. – 240 с.

27. Емельянова, В.В. Формирование информационных компетенций на уроках информатики [Электронный ресурс] / В.В. Емельянова // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: http://ito.edu.ru/2010/Tomsk/IV/IV-0-7.html, свободный.

28. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 186 с.

29. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 192 с.

30. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: введ. в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства [Текст] / Н.Б. Зиновьева; под ред. И.И. Горловой; Краснод. гос. акад. культуры. - Краснодар, 2006. - 244 с.

31. Извозчиков В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства [Текст] / В.В. Извозчиков, Г.Ю. Соколова, Е.А. Тумалева // Наука и школа. - 2006. - №4. - С. 22-28.

32. Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: Тез. докл. Междунар. науч. конф., 27-30 сент. 1999 г. [Редкол.: М.Г. Вохрышева и др.] [Текст]. - Самара, 2004. - 188 с.

33. Кеспиков В. Н. Информатизация и модернизация. Как развивать систему, применяя компьютер? // Народное образование.. № 1. – С. 145-151.- 2010.

34. Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие / А. В. Кириленко. - М, 2008. - 156 с.

35. Колин К.К. Информационные проблемы социально-экономического развития общества (Проблемы социальной информатики. Вып. 1.) [Текст] / К.К. Колин. - М.: МГСУ, 2005. - 128 с.

36. Красильникова В.А.Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. Монография/ В.А. Красильникова. – Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 33 с.

37. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

38. Кулагина И.А. Младшие школьники: Особенности развития. Издательство: Эксмо, 2011. – 176 с.

39. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности [Текст] / Л.Н. Куликова. - Хабаровск: ХГПУ, 2007. - 332 с.

40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Хрестоматия «Психология личности». - М.: Изд-во МГУ, 2012, - 625 с.

41. Митрофанов К. Г., Зайцев О. В. Применение инновационных компьютерных технологий в сфере образования: основные аспекты и тенденции // Вестник ТГПУ. 2009. – Вып. 10 (88). – С. 64-66.

42. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика [Текст] / Н.И. Непомняща. - М.: Владос, 2007. - 192 с.

43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Вече, 2006. - 267 с.

44. Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств [Электронный ресурс] // http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php.

45. Прокудин Д. Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы [Электронный ресурс] // Философская антропология. web кафедра философской антропологии. – UVR: http://anthropology.ru/ru/index.html

46. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции («ИТО-Томск—2010»). — Томск, 2010. — 410 с.

47. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании [Текст] / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 288 с.

48. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования [Текст] / Н.М. Розенберг // Педагогика. - 2005. - №3 - С. 33-38.

49. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни (русский перевод Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). – М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2013. – 45 с.

50. Савенко А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. - Самара. : Фёдоров, 2010. - 192 с.

51. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14. htm, свободный.

52. Стуф А., Мартенс Р.Л., Мериенбер Д.Г. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства: пер. с англ. // URL: –http:// www.ht.ru / cms / component / content / article / 1-aricles / 426---------1? directory=

53. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб. – М.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 2006 – 72с.

54. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст] / В.Г. Торосян. - М.: Владос-Пресс, 2006. - 351 с.

55. Ходякова Н.В. Информационная культура специалиста: учеб.-метод. пособие [Текст] / М-во внутр. дел РФ. Волгогр. юрид. ин-т; Н.В. Ходякова. - Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 2007. - 278 с.

56. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов [Текст] / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2007. - 544 с.

57. Цуканов Е.А. Информационная среда как фактор социального и нравственного здоровья человека: Дис…. канд. филол. наук: 10.01.10 [Текст] / Е.А. Цуканов. - Воронеж, 2003. - 183 с.

58. Черри К. Человек и информация [Текст] / К. Черри. - М.: Связь, 2009. - 289 с.

59. Школа XXI века: научно-практическая конференция в Российской Академии наук [Электронный ресурс] // http://ismo.ioso.ru/

60. Якушина Е.В. Новая информационная среда и интерактивное обучение (программа обучения работе в Сети для учащихся 13-17 лет) [Текст] / Е.В. Якушина // Лицейское и гимназическое образование. - 2009. - №2. - С. 22-25.

61. Ярцева, О.А. Работа библиотеки по обучению библиографических знаний посетителей / О.А. Ярцева. – М.: Владос, 2011. – 190 с.

62. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. - М.: Просвещение, 2009. - С. 5-35.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Причины феодальной раздробленности Руси. Крупнейшие политические
  2. Система расчетов с покупателями и заказчиками ТСЖ
  3. Взаимосвязь тревожности и самооценки у молодых незамужних женщин зрелого возраста
  4. Роль и задачи региональных администраций в организации и проведении выборов (на примере республики карелия)
  5. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  6. Этапы развития формы государственного устройства российской империи 19 - начала 20 веков
  7. Привод к конвееру
  8. Исторический ракурс: от абака до персонального компьютера
  9. Типология агрессивности
  10. Здравоохранение
  11. Совершенствование стратегии управления человеческими ресурсами в организации
  12. Цели и принципы подтверждения соответствия в России в свете нового законодательства(статьи 18,19)
  13. Технология индукционного нагреав колес электровоза ВЛ-10
  14. Оценка рыночной стоимости недвижимости на примере объекта жилой недвижимости в г. Вологда
  15. Общая характеристика эмоций человека
  16. Формирование и распределение прибыли на примере ООО «Стройтэк технолоджи»
  17. Рациональное питание подростков
  18. Педагогика
  19. Социальные стандарты, политика доходов и реформа оплаты труда
  20. Концепция развития таможенных органов в Российской Федерации
  21. Конституционное право зарубежных стран (код-КПЗ)
  22. Послевоенный мир
  23. Сущность, формы и роль кредита в современной экономике
  24. Закавказье в 1917-1922 годах
  25. Особенности института представительства пограничных органов в гражданском процессе
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: