Купить эту работу у автора

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Формирование интеллектуальной готовности к обучению






2200 руб. *
Купить работу




* Автор подтвердил что работа написана им собственоручно и свободно не распростроняется по сети Интернет. Данную работу Вы можете использовать для написания выпускного проекта.


Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы становления интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе 7

1.1 Понятие готовности ребенка к школе 7

1.2 Характеристика компонентов готовности к обучению в школе 15

1.3 Понятие интеллектуальной готовности 19

1.4 Методы развития интеллектуальной готовности 21

1.5Анализ методов диагностики интеллектуальной готовности дошкольников к школе 26

Вывод по первой главе 32

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния дидактических игр на интеллектуальное развитие ребенка при подготовке к школьному обучению 33

2.1 Констатирующий эксперимент 33

2.2 Формирующий эксперимент 38

2.3 Контрольный эксперимент 45

2.4 Методические рекомендации к организации и проведению занятий с целью сенсорного воспитания дошкольников 66

Выводы по второй главе 81

Заключение 82

Список используемой литературы 84

Введение

Актуальность исследования. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Проблемой психологической готовности ребенка к школе занимались такие исследователи как Божович Л. И, Венгер Л. А., Гуткина Н. И., Запорожец А. В., Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности ребенка к школе:

- понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости;

- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Психологическая готовность, к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка, базовые и ведущие учебно-важные качества одновременно являются базовыми в психическом развитии старших дошкольников. Следовательно, подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. Дети – это очень сложный «материал» исследования детской психологии, с ними нельзя проводить сложные неоднозначные опросы, ставить разные эксперименты; только в процессе игры, не смоделированной, а натуральной – подсмотренной игры можно проследить многие закономерности интеллектуального развития вашего ребенка.

Игра в жизни ребенка, играет особую роль, она позволяет малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть игрушечная, ненастоящая, но жизнь.

Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не только непосредственно переживается. Действие в придуманной ситуации приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие форм, но и знание и смысл.

Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Цель: Составить и отобрать методические рекомендации по использованию дидактических игр для формирования интеллектуальной готовности детей подготовительной группы к обучению в школе

Задачи:

 Проанализировать основные методические подходы по проблеме интеллектуальной готовность ребенка к обучению в школе;

 Дать определение интеллектуальной готовности к школе и раскрыть ее компоненты;

 Подобрать диагностический материал для изучения интеллектуальной готовности к школе дошкольников подготовительной группы.

 Изучить влияние дидактических игр на формирование у дошкольников интеллектуальной готовности.

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс.

Предмет исследования: Дидактические игры как средство интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению школе

Гипотеза: мы предполагаем, что если в процессе познавательно-интеллектуального развития детей использовать дидактические игры на развитие произвольного внимания, словесно-логического мышления, слуховой памяти , развитая тонкая моторика рук таких как «"Что перепутал художник?", "Смотри, играй, запоминай", "Игра "Данетка", “Отвечай быстро” то процесс ,формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению у дошкольников будет проходить успешно.

Заключение

Недостаточное сенсорное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения. Рассмотрим, как взаимосвязаны указанные процессы и что подразумевается под сенсомоторным развитием.

У большинства детей раннего возраста, имеющих нарушения интеллектуального развития, слабо выражен интерес к окружающему, почти отсутствует реакция на новизну. Сенсорное восприятие крайне обеднено. Внимание неустойчивое и носит формальный характер. Моторная активность снижена, координация движений нарушена. Отмечается слабость или недостаточность совместного взаимодействия руки и глаза. Игровая деятельность не развита.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Их относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Список литературы

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста - М.: Медицина, 2011.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.

4. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.

5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, М.: Просвещение, 2010.

6. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: БрГУ, 2009. – 150с.

7. Венгер А.А., Выгодская Г.Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения - М.: Просвещение, 2010.

8. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2010.

9. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 2008.

10. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

11. Воспитание детей в игре. / Сост. А. К. Бондаренко и А. И. Матусик. М., 2010.

12. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка.- Вопросы психологии № 6, 2010.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 2010.

14. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6т. Т. 2. М., 1982.

15. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под. ред. Давыдова В.В. – М.,2010.

16. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений - М.: Лист, 2010.

17. Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада - М.: Просвещение, 2011.

18. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 2010.

19. Гутке Ю., Волраб У. Диагностические программы как вариант тестов обучаемости // Психодиагностика: теория и практика. М., 1986.

20. Гуткина Н.И. «Зона ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.

21. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М., 1993(1996).

22. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей 6-7 лет к школьному обучению. Сюжетно-ролевые и развивающие игры с первоклассниками на уроках // Готовность к школе. М., 1995.

23. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993 (1996).

24. Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990.

25. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.

26. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.,2011.

27. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников под ред. Л. А. Венгера. М., 2010.

28. Дополнительное образование детей: под ред. О.Е.Лебедева. – М., 2011.

29. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольников. Учебное пособие для студентов пед.вузов и колледжей. – М.: Издательский центр Академия , 2009.

30. Ерошенков И.Н. Культурно - досуговая деятельность в современных условиях. - М., 2010.

31. Жуганов А.В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации. - М., 2010.

32. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М., 1976.

33. Игра дошкольника под ред.С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989

34. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников М.: Айрис-пресс. 2009.

35. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.

36. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.

37. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студ. сред. спец. пед. учеб. заведений, - М., Издательский центр Академия, 2008.

38. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М., 2010.

39. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

40. Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр Академия, 2010.

41. Менджерицкая Д. В. Воспитателю в детской игре. М., 2010.

42. Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. -1970. - №3. – с. 36-41 с.

43. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 2010. -№2. - с. 48-55.

44. Мухина В.С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов под ред. Л.А. Венгер. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2010.

45. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом – М.: Экзамен, 2009.

46. Николаева Т.В. Педагогическое обследование ребёнка третьего года жизни с нарушенным слухом – М: Издательский центр Академия, 2011.

47. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. М., 1988.

48. Петровский А.В. Психология. – М., 2010.

49. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях –М.: Просвещение, 2010.

50. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 2010.

51. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 2010.

52. Прохорова Л.А. Развиваем творческую активность дошкольников. – Дошкольное воспитание.- 2010., №3.

53. Радуга: Программа и метод. руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в дет. саду. Сост. Т.Н. Доронова и др. – М.,2010.

54. Разноцветный мир детства/ Фришман И.И. и др. – М.,2009.

55. Репина Т.А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение к герою книги //Вопросы психологии. - 2010. - №5. - С. 115-124.

56. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

57. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.

58. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в дет. саду. М.,2011.

59. Сакулина Н.П., Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду : Методические указаения – М.: Просвещение, 2010.

60. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М. 1988.

61. Сорокина А. И. дидактические игры в детском саду. М., 2009.

62. Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

63. Тихеева Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. -2009.-№10.- С.90-93.

64. Трегубов Б.А. Свободное время молодёжи: сущность, управление. – СПб., 2010.

65. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2012.

66. Усова А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М.: 2011.

67. Учимся общаться с ребёнком./В.А. Петровский и др. – М., 2011.

68. Формирование школьной зрелости ребенка. Таллин, 1982.

69. Фребель Ф. Будем жить для наших детей Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - Серия "Психология детства. Классическое наследие " - 248 с.

70. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.,2010.

71. Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей.- Пермь, 2010.

72. Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка – задачи воспитания. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях - М.: 2010– 250с.

73. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Буровые долото
  2. Сорвременный руководитель
  3. Эффективность управленческих решений
  4. Неосторожность как форма вины, ее виды
  5. Конституционная основа деятельности органов федеральной службы безопасности в сфере защиты конституционного строя Российской Федерации
  6. Церковные реформы в России 18 века
  7. Становление и развитие фьючерского рынка
  8. Проблема трансформации личности (аномия, девиантность)
  9. Механизм административно-правового регулирования
  10. Государственно правовое регулирования социальной защиты в сфере материнства и детства
  11. Организация морских перевозок грузов
  12. Формы предварительного расследования и их соотношение
  13. Социальная поддержка малообеспечанным семьям
  14. Административное правонарушение
  15. Традиционная культура чукчей
  16. Девиантное поведение подростков
  17. Формы и способы судебного представительства
  18. разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом предприятия ОАО санаторий «Белые Ключи».
  19. Воздействие международных факторов на процесс демократизации
  20. Римская католическая церковь в политической истории Средневековой Европы
  21. Взаимосвязь химии и физики
  22. Компенсационные и профилактические функции системы социальной защиты населения
  23. Взаимоотношение управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с православными верующими 1917 - 1920 г.г
  24. Арт-терапия
  25. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: