Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Учение Платона о пайдейя и его влияние на античную систему образования





Содержание

Введение 3

Глава 1. Место Платона в системе античной культуры 6

1.1 Общая характеристика античной культуры 6

1.2Особенности философских взглядов Платона 13

1.3Формирование понятия «пайдейи» в античной философии 20

Глава 2. Разработка теории воспитания Платоном и ее влияние на античную и возрожденческую культуру. 27

2.1 Теория «пайдейя» и формирование личности у Платона 27

2.2 Развитие принципов «пайдейи» у Платона 32

2.3 Влияние «пайдейи» на античную систему образования 39

2.4 «Пайдейя» Платона как основа культурно-образовательной модели 51

Заключение 64

Список литературы 66

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время стал очевидным пристальный интерес гуманитарного мышления к проблемам воспитания и образования. Этот интерес требует выяснения традиции, которая лежит в основе этих проблем.

В 20 и 21в. не исчезло радикальное понимание человеческой природы в отечественной и западной культуре. Общество стремиться создать «нового» человека, образованного, гармонически развитого, сочетающего в себе моральные и эстетические принципы поведения, и для этого разрабатывает различные формы воздействия на личность, создает все новые и новые модели идеала личности. Вопрос в том, каким должен быть идеальный человек, и каков механизм его культурного и образовательного развития, на сегодняшний день остается предметом широкой дискуссии. Выяснение данного вопроса началось еще в античном обществе. Греческая «пайдейя» заложила глубокие основания, без выяснения которых проблема формирования личности будет неполной. Особенно глубокий след в этом оставило учение Платона о «пайдейе», оно вошло в «плоть» и «кровь» европейской цивилизации и продолжает оказывать влияние, явное или неявное, на представления о формировании личности по настоящее время. Поэтому актуальность темы нашего диплома очевидна.

Степень разработанности данной темы достаточно глубока и основательна. Концепция античной пайдейи разработана в трудах М. Хайдеггера, В. Йегера, М. Фуко, А.Марру, статьях О.В.Батлука. Их работы основываются на западноевропейской традиции культуры и образования. Специфика образования и идеалы образования в Византии достаточно полно рассмотрены в трудах Литаврина Г.Г., Васильева А.А., Каждана А.П., Самодуровой З.Г. Большинство работ ученых, посвященных различным аспектам образования, как правило, являются исследованиями по истории образования, то есть основное внимание в них направлено на анализ образовательных систем, школ, институтов, обычаев.

В данной работе мы подчеркиваем, что образование в любое время и в любом государстве всегда было направлено на формирование определенного, востребованного в данном историческом и культурном контексте типа личности. Этому вопросу в исследованиях, касающихся истории или философии образования уделяется крайне мало внимания. Нельзя сказать, что вопрос о «пайдейе» специально и основательно разработан и по отношению к Платону.

Объект исследования: учение Платона о «пайдейя».

Предмет исследования: влияние учения Платона о «пайдейя» на античную систему образования.

Цель исследования: проанализировать платоновскую модель воспитания личности и выявить принципы и механизмы ее влияния на античную систему образования.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

 дать общую характеристику античной культуры;

 показать особенности философских взглядов Платона;

 проследить процесс формирования понятия «пайдейя» в античной философии;

 проанализировать теорию «пайдейя» и формирование личности у Платона;

 показать развитие принципов «пайдейя» у Платона;

 изучить процесс влияния учение о «пайдейя» на античную систему образования;

 охарактеризовать учение «Пайдейя» Платона как основу культурно-образовательной модели.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют историко-философский метод, герменевтический метод, сравнительный метод, а также общефилософские методы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы диплома могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего исследования феномена пайдейи как в социальной философии, так и в ее отрасли - философии образования. Общие теоретические выводы могут найти применение в педагогической практике при разработке курсов по философии образования, истории образования, а так же спецкурсов по проблемам образования, а также в курсах философии и феноменологии религии.

Структура работы: работа состоит из двух глав. В первой главе даются общие характеристики античной культуры и философских установок Платона. Во второй главе изучается теория «пайдейя» Платона и ее влияние на античную систему образования.

Заключение

Сегодня мы убеждены в том, что люди Древней Греции обладали крайне малой свободой действия; мы видим, что они жили во власти суеверий, охваченные страхом перед колдовством, с верой в неодолимую судьбу. Этот фатализм мы обнаруживаем у Гомера, в трагедиях и даже у Геродота, которого мы, тем не менее, воспринимаем как родоначальника исторической концепции. Мы придерживаемся мнения, которое странным образом не учитывает возможности того, что отсутствие четких абстрактных правил для идентификации хороших, позитивных действий, а также институтов, уполномоченных пропагандировать такие правила (в особенности, в религиозном направлении), вынуждало древних греков жить в ужасающем состоянии тотальной свободы, теоретически значительно превосходившем в этом смысле наше собственное. Их установка на гордое одиночество и трагическое смирение означала в таком случае точку, в которой они искали пристанище от такой сокрушающей свободы. Нас не должно вводить в заблуждение существование таких религиозных институтов, как авторитетный и общепризнанный Дельфийский оракул. Оракул в Дельфах давал конкретные ответы - в зашифрованной форме - на отдельные вопросы, но не излагал установочные принципы или общие правила поведения (не считая известных высказываний, например, "Познай себя" или "Хорошего понемногу", которые, возможно, отвечали потребностям небольшого числа людей, склонных к интроспекции и самодисциплине, но, несомненно, эти высказывания были слишком абстрактными для широкого круга населения).

Чувство отчаянного одиночества, которое испытывали греки в связи с проблемами морали, приводило к дальнейшему укреплению суеверий и усиливало убежденность в том, что боги не заслуживают доверия, злобны и завистливы. Но этот этический пробел, а также страхи и случайности, свойственные такому состоянию обострившейся свободы, смогли привести к появлению "пайдейи". "Пайдейя" была проблемой воспитания собственной дисциплины и культуры - причем прежде всего культуры внутренней - в самой совершенной психике, которая существовала в античном мире, но в то же время была психикой, не умевшей определять добрые или положительные действия, на которые следовало себя настраивать.

Список литературы

1. Jalger W. Humanizm and theology. Milwakkee, 1943. C.20-21.

2. Асмус В.С. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2005. – 400 с.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999. С.141

4. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. №2. С.115.

5. Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С.172.

6. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2006. – 390 с.

7. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. С. 172.

8. Буева Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. №3. С.18.

9. Введение в философию: учеб. пособие/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2003. - 623 с.

10. Вернан, Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс,

11. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. – М.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. ( В поисках практико-ориентированных образовательных концепции). М., 1998. С.48.

13. Гусейнов А.А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. 1999. №3. С.8.

14. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1999. С.55.

15. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 416 с.

16. Зойя Л.. Индивидуация и пайдейя. Глава из книги Л.Зойя "Созидание души", вышедшей в свет при участии Института практической психологии и психоанализа и издательства ПЕРСЭ. 2002г.

17. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997.

18. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1/ Пер. с нем. А.И. Любжина М.: Греко-латинский кабинет им. Ю.А. Шичалина, 2002. - 594с.

19. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 590 с.

20. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. №11.

21. Кессиди Ф. X. К истокам греческой мысли. М.: Алетейя. 2001.

22. Кучуради И. Пайдейя как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. №8. С.30.

23. Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. С.71.

24. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. С.96.

25. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 880 с.

26. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

27. Марру А. И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет, 1998. – 432 с.

28. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: НОРМА, 2009 . – 928 с.

29. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М., 1991. С.209.

30. Ноговицын О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. Л., 1990. С. 72.

31. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философской мысли. М., 1975. С. 149.

32. Платон Диалоги. – Харьков: Фолио, 1999. – 383 с.

33. Платон Избранные диалоги. – М.: АСТ, 2006. – 508 с.

34. Платон Сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1999. – 528 с.

35. Платон, Аристотель. Восхождение к доблести. "УРАО" - 2003. - 480 с.

36. Платон. «Федр». М., 1989. С.27-28.

37. Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972

38. Толпыкин В.Е. Основы философии. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 496 с.

39. Философия для аспирантов: Учебник /Под ред. И.И. Кального. – СПб.: Лань, 2001. – 512 с.

40. Философия: Учебник /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

41. Философия: Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 584 с.

42. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. -421 с

43. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М. , 1993. С. 196.

44. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.

Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Социальные отклонения и девиация сквозь призму классической и современной социологии
  2. Анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы
  3. Coco Chanel
  4. Гражданское общество в структуре социального государства и как инструмент управления государством
  5. Моделирование процесса ««Внутренний контроль»по материалам ОАО «Сбербанк»»
  6. Судебная защита судебных прав
  7. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность
  8. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
  9. Вещи как объекты гражданских прав: понятие и классификация
  10. Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения
  11. Основные факторы влияющие на туристический спрос. Основная характеристика туристического региона и туристического продута
  12. Значение эмоции и чувства в жизни человека
  13. Место, роль ОВД и ВВ в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  14. Методы и алгоритмы теории принятия решений по выбору ПЛИС при проектировании устройств цифровой обработки информации
  15. Организация процесса приготовления и приготовление красного соуса
  16. Уголовное право и судебный процесс в Древнем Риме
  17. Построение организационных структур управления
  18. Формирование и распределение прибыли на примере ООО «Стройтэк технолоджи»
  19. Специфика работы со страхом в когнитивном консультировании
  20. Система управления персоналом предприятия в современных условиях (на примере ООО АШАН)
  21. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  22. Управление персоналом в организации социальной сферы
  23. Отягчающие обстоятельства
  24. Проблемы принятия решений в государственных организациях
  25. Создание системы управления агентством недвижимости «Светлана»
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: