Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Учение Платона о пайдейя и его влияние на античную систему образования





Содержание

Введение 3

Глава 1. Место Платона в системе античной культуры 6

1.1 Общая характеристика античной культуры 6

1.2Особенности философских взглядов Платона 13

1.3Формирование понятия «пайдейи» в античной философии 20

Глава 2. Разработка теории воспитания Платоном и ее влияние на античную и возрожденческую культуру. 27

2.1 Теория «пайдейя» и формирование личности у Платона 27

2.2 Развитие принципов «пайдейи» у Платона 32

2.3 Влияние «пайдейи» на античную систему образования 39

2.4 «Пайдейя» Платона как основа культурно-образовательной модели 51

Заключение 64

Список литературы 66

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время стал очевидным пристальный интерес гуманитарного мышления к проблемам воспитания и образования. Этот интерес требует выяснения традиции, которая лежит в основе этих проблем.

В 20 и 21в. не исчезло радикальное понимание человеческой природы в отечественной и западной культуре. Общество стремиться создать «нового» человека, образованного, гармонически развитого, сочетающего в себе моральные и эстетические принципы поведения, и для этого разрабатывает различные формы воздействия на личность, создает все новые и новые модели идеала личности. Вопрос в том, каким должен быть идеальный человек, и каков механизм его культурного и образовательного развития, на сегодняшний день остается предметом широкой дискуссии. Выяснение данного вопроса началось еще в античном обществе. Греческая «пайдейя» заложила глубокие основания, без выяснения которых проблема формирования личности будет неполной. Особенно глубокий след в этом оставило учение Платона о «пайдейе», оно вошло в «плоть» и «кровь» европейской цивилизации и продолжает оказывать влияние, явное или неявное, на представления о формировании личности по настоящее время. Поэтому актуальность темы нашего диплома очевидна.

Степень разработанности данной темы достаточно глубока и основательна. Концепция античной пайдейи разработана в трудах М. Хайдеггера, В. Йегера, М. Фуко, А.Марру, статьях О.В.Батлука. Их работы основываются на западноевропейской традиции культуры и образования. Специфика образования и идеалы образования в Византии достаточно полно рассмотрены в трудах Литаврина Г.Г., Васильева А.А., Каждана А.П., Самодуровой З.Г. Большинство работ ученых, посвященных различным аспектам образования, как правило, являются исследованиями по истории образования, то есть основное внимание в них направлено на анализ образовательных систем, школ, институтов, обычаев.

В данной работе мы подчеркиваем, что образование в любое время и в любом государстве всегда было направлено на формирование определенного, востребованного в данном историческом и культурном контексте типа личности. Этому вопросу в исследованиях, касающихся истории или философии образования уделяется крайне мало внимания. Нельзя сказать, что вопрос о «пайдейе» специально и основательно разработан и по отношению к Платону.

Объект исследования: учение Платона о «пайдейя».

Предмет исследования: влияние учения Платона о «пайдейя» на античную систему образования.

Цель исследования: проанализировать платоновскую модель воспитания личности и выявить принципы и механизмы ее влияния на античную систему образования.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

 дать общую характеристику античной культуры;

 показать особенности философских взглядов Платона;

 проследить процесс формирования понятия «пайдейя» в античной философии;

 проанализировать теорию «пайдейя» и формирование личности у Платона;

 показать развитие принципов «пайдейя» у Платона;

 изучить процесс влияния учение о «пайдейя» на античную систему образования;

 охарактеризовать учение «Пайдейя» Платона как основу культурно-образовательной модели.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют историко-философский метод, герменевтический метод, сравнительный метод, а также общефилософские методы.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы диплома могут быть использованы в качестве базы для дальнейшего исследования феномена пайдейи как в социальной философии, так и в ее отрасли - философии образования. Общие теоретические выводы могут найти применение в педагогической практике при разработке курсов по философии образования, истории образования, а так же спецкурсов по проблемам образования, а также в курсах философии и феноменологии религии.

Структура работы: работа состоит из двух глав. В первой главе даются общие характеристики античной культуры и философских установок Платона. Во второй главе изучается теория «пайдейя» Платона и ее влияние на античную систему образования.

Заключение

Сегодня мы убеждены в том, что люди Древней Греции обладали крайне малой свободой действия; мы видим, что они жили во власти суеверий, охваченные страхом перед колдовством, с верой в неодолимую судьбу. Этот фатализм мы обнаруживаем у Гомера, в трагедиях и даже у Геродота, которого мы, тем не менее, воспринимаем как родоначальника исторической концепции. Мы придерживаемся мнения, которое странным образом не учитывает возможности того, что отсутствие четких абстрактных правил для идентификации хороших, позитивных действий, а также институтов, уполномоченных пропагандировать такие правила (в особенности, в религиозном направлении), вынуждало древних греков жить в ужасающем состоянии тотальной свободы, теоретически значительно превосходившем в этом смысле наше собственное. Их установка на гордое одиночество и трагическое смирение означала в таком случае точку, в которой они искали пристанище от такой сокрушающей свободы. Нас не должно вводить в заблуждение существование таких религиозных институтов, как авторитетный и общепризнанный Дельфийский оракул. Оракул в Дельфах давал конкретные ответы - в зашифрованной форме - на отдельные вопросы, но не излагал установочные принципы или общие правила поведения (не считая известных высказываний, например, "Познай себя" или "Хорошего понемногу", которые, возможно, отвечали потребностям небольшого числа людей, склонных к интроспекции и самодисциплине, но, несомненно, эти высказывания были слишком абстрактными для широкого круга населения).

Чувство отчаянного одиночества, которое испытывали греки в связи с проблемами морали, приводило к дальнейшему укреплению суеверий и усиливало убежденность в том, что боги не заслуживают доверия, злобны и завистливы. Но этот этический пробел, а также страхи и случайности, свойственные такому состоянию обострившейся свободы, смогли привести к появлению "пайдейи". "Пайдейя" была проблемой воспитания собственной дисциплины и культуры - причем прежде всего культуры внутренней - в самой совершенной психике, которая существовала в античном мире, но в то же время была психикой, не умевшей определять добрые или положительные действия, на которые следовало себя настраивать.

Список литературы

1. Jalger W. Humanizm and theology. Milwakkee, 1943. C.20-21.

2. Асмус В.С. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2005. – 400 с.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999. С.141

4. Батлук О.В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме // Вопросы философии. 2000. №2. С.115.

5. Бергер П. , Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С.172.

6. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2006. – 390 с.

7. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. С. 172.

8. Буева Л.П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. №3. С.18.

9. Введение в философию: учеб. пособие/ Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Республика, 2003. - 623 с.

10. Вернан, Ж. П. Происхождение древнегреческой мысли. — М.: Прогресс,

11. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. – М.: Университетская книга, 2000. – 319 с.

12. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. ( В поисках практико-ориентированных образовательных концепции). М., 1998. С.48.

13. Гусейнов А.А. Выражение кризиса и симптомы обновления // Вопросы философии. 1999. №3. С.8.

14. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1999. С.55.

15. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 416 с.

16. Зойя Л.. Индивидуация и пайдейя. Глава из книги Л.Зойя "Созидание души", вышедшей в свет при участии Института практической психологии и психоанализа и издательства ПЕРСЭ. 2002г.

17. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997.

18. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1/ Пер. с нем. А.И. Любжина М.: Греко-латинский кабинет им. Ю.А. Шичалина, 2002. - 594с.

19. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 590 с.

20. Карлов Н.В. Преобразование образования // Вопросы философии. 1998. №11.

21. Кессиди Ф. X. К истокам греческой мысли. М.: Алетейя. 2001.

22. Кучуради И. Пайдейя как субъективное условие разумного осуществления прав человека // Вопросы философии. 1999. №8. С.30.

23. Лосев А.Ф. , Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. С.71.

24. Лосев А.Ф. Античная философия истории. СПб., 2001. С.96.

25. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 880 с.

26. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

27. Марру А. И. История воспитания в античности (Греция). М.: Греко-латинский кабинет, 1998. – 432 с.

28. Миронов В.В. Философия: учебник. – М.: НОРМА, 2009 . – 928 с.

29. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М., 1991. С.209.

30. Ноговицын О.М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы. Л., 1990. С. 72.

31. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: теоретический анализ историко-философской мысли. М., 1975. С. 149.

32. Платон Диалоги. – Харьков: Фолио, 1999. – 383 с.

33. Платон Избранные диалоги. – М.: АСТ, 2006. – 508 с.

34. Платон Сочинения: в 2-х т. Т. 2. – М.: Мысль, 1999. – 528 с.

35. Платон, Аристотель. Восхождение к доблести. "УРАО" - 2003. - 480 с.

36. Платон. «Федр». М., 1989. С.27-28.

37. Платон. Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1968-1972

38. Толпыкин В.Е. Основы философии. – М.: Айрис-Пресс, 2003. – 496 с.

39. Философия для аспирантов: Учебник /Под ред. И.И. Кального. – СПб.: Лань, 2001. – 512 с.

40. Философия: Учебник /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

41. Философия: Учебник /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 584 с.

42. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2007. -421 с

43. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. М. , 1993. С. 196.

44. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 576 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Отпуска без сохранения заработной платы
  2. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения социально-психологические аспекты
  3. Предупреждение органами внутренних дел преступление экстремистской направленности (по материалам регионов) (доработка)
  4. Організація обліку фінансових результатів від операційної діяльності
  5. Деятельность банков на рынке платежных карт
  6. взяточничество и его виды.
  7. Определение арбитражного суда
  8. Отчет по практике менеджера в ООО «Управляющая компания «Иван Калита» в г. Краснодар
  9. Психологическая помощь учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми
  10. Организация судебной власти в РФ
  11. Развитие государственного аудита в Российской Федерации
  12. Адміністративна відповідальність: поняття, властивості та нормативно-правове забезпечення
  13. Совершенствование социальной защиты работников государственных организаций
  14. Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих
  15. Положение в армии Александра Македонского в Восточный поход
  16. Представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях поколения 1980-х и 2000-х гг
  17. Сопоставление колоколен романских церквей Франции, Германии, Италии
  18. Организация морских перевозок грузов
  19. Оценка производственного контроля на мясоперерабатывающих предприятиях.
  20. Нарушение письма у младших школьников
  21. Гуманизм как философская основа современного образования
  22. Разработка элементов веб-сервиса для разбора простейшего оформления текстового документа в формате MS Word 2007
  23. Понятие гражданско-правовой ответственности и ее особенности в современных условиях
  24. Лазерные технологии
  25. Конфликтология. Конфликты в семье
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: