Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:


Содержание

Введение 3

Глава 1. Установочные поведения в системе христианской и светской морали, как психологическая проблема 6

1.1 Социальные установки и социальный аттитюд: основные подходы в современной и социальной психологии 6

1.2 Установочный диссонанс, как психологический механизм регулирующий поведение человека 22

1.3 Социально психологические факторы установочного поведения человека 38

Глава 2. Эмпирическое исследование 42

2. Влияние установочного диссонанса на личностное развитие подростков, в контексте реализации христианской и светской морали 42

2.1 Диагностическое обеспечение эмпирического исследования (описание методик) 42

2.2 Психологическая характеристика установочного поведения подростков в контексте реализации христианской и светской морали (анализ установочного диссонанса, как психологического механизма) 43

2.3 Методические рекомендации по оптимизации личностного развития подростков 48

Заключение 63

Список использованной литературы 64

Приложения 68

Введение

Наиболее известными подходами к изучению формирование социальных установок являются бихевиористский подход (подход через научение), когнитивистский подход, мотивационный подход, а также социологический (или структурный) подход, основанный на идеях интеракционизма. В настоящее время развивается также и биологический (генетический) подход к формированию социальных установок.

Бихевиористский подход. В целом в необихевиоризме социальная установка "http://psyera.ru/ustanovka-v-povedenii-853.htm" рассматривается как имплицитная, опосредствующая реакция - гипотетическая конструкция или промежуточная переменная между объективным стимулом и внешней реакцией. Аттитюд, фактически недоступный для внешнего наблюдения, является одновременно реакцией на наблюдаемый стимул и стимулом для наблюдаемой реакции, действуя наподобие связующего механизма. Например, установка ребенка на учителя может быть рассмотрена одновременно и как реакция на учителя и как стимул для определенного поведения по отношению к этому учителю. Обе стимульно-реактивные связи по мнению бихевиористов подчиняются всем законам теории научения. Образование социальной установки во многом схоже с образованием других привычек и навыков. Следовательно, принципы, применяемые к другим формам научения, определяют и формирование аттитюда.

В рамках теории научения в качестве основных механизмов с участием которых происходит формирование социальных установок могут быть рассмотрены: стимулирование (положительное подкрепление) г наблюдение, возникновение ассоциаций и подражание.

Наиболее простой способ формирования аттитюда происходит прежде всего за счет положительного подкрепления, причем позитивное стимулирование в процессе научения может быть выражено как в материальных, так и " духовных" дополнительных стимулах. Например, студент получивший отличную отметку и похвалу преподавателя за экзамен по трудному предмету,сформирует скорее всего позитивную установку на сданную дисциплину.

В обыденной жизни родители используют при воспитании ребенка положительное подкрепление (похвалу, ласку, эмоциональную поддержку) для формирования положительного аттитюда на определенный социальный объект или процесс.

Известные эксперименты, проведенные в школе убеждающей коммуникации К. Ховланда (к рассмотрению которой мы обратимся чуть позже), показали, что установка формируется легче тогда, когда процесс убеждения подкрепляется позитивными моментами. Например, Ирвинг Джейнис с коллегами обнаружил, что сообщение становится более убедительным для студентов Йельского университета, если они читают его, одновременно лакомясь арахисом с пепси-колой (Майерс Д., 1997).

Одним из механизмов, который отвечает за формирование социальных установок может выступать наблюдение за поведением других людей, а также наблюдение за его последствиями. Если поведение "http://psyera.ru/sushchnost-povedeniya-84.htm" сопровождается позитивными результатами и по достоинству оценивается человеком, возможно, что это приведет к формированию у него позитивной социальной установки, определяющей наблюдаемое поведение. Например, если мы каждое утро наблюдаем за соседом, занимающимся спортивным бегом и при этом видим, что он прекрасно стал выглядеть, поддерживает спортивную форму, находится всегда в хорошем настроении, скорее всего, у нас сформируется положительный аттитюд на спортивный бег.

Объект исследования: подростки 12-13 лет из светских семей и из семей религиозно-ориентированных.

Предмет исследования: процесс проявления установочного диссонанса в развитии личности в социокультурном пространстве, в христианской и светской морали.

Цель исследования: характеристика установочного диссонанса в развитии личности в социокультурном пространстве, в христианской и светской морали.

Задачи исследования:

 изучить социальные установки и социальный аттитюд: основные подходы в современной и социальной психологии;

 рассмотреть установочный диссонанс, как психологический механизм регулирующий поведение человека;

 проанализировать социально-психологические факторы установочного поведения человека;

 определить влияние установочного диссонанса на личностное развитие подростков, в контексте реализации христианской и светской морали;

 разработать методические рекомендации по оптимизации личностного развития подростков.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

В данной работе мы основное внимание уделили общетеоретическому и практическому анализу проявления установочного диссонанса в развитии личности.

Проведенный анализ показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения различного рода диссонансов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.

В диссонансе большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, как в среде "светских", так и в среде "религиозных" подростков.

Исследование самооценки показало, что в среде двух групп подростков адекватная самооценка, то есть они правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Исследование коммуникативных и организаторских способностей позволило установить, что у большинства подростков они развиты на среднем уровне, то есть они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале дипломного проекта доказана, т.е. уровень агрессии у детей из светских семей выше, чем у детей из религиозных семей.

Список литературы

1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации/ Е. Г. Алексеенкова. - СПб. : Питер, 2009. - 96 с. 

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.: Изд-во Педагогика, 2010. – Т. 1: Избранные психологические труды. – 486 с.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.

4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010. –362 с.

5. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2005.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М.: Издательский центр «Академия», - 2010. – 271 с.

6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979

7. Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.

9. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Д.Б Эльконина, Т.В Драгуновой. – М. : Просвещение, 2011. – 315 с.

10. Григолава В. В. Бессознательное и установка.— Вопросы психологии, 1984, № 3.

11. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. д-ра психол. наук. – СПб, 2010. – 361 с.

12. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2010. – 320 с.

13. Дарвин Ч. Собрание сочинений. - Т.11., Кн.1.-М.-Л.: Литература, - 1927.

14. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 320 с.

15. Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.

16. Дэна Д. Преодоление разногласий. – СПб.: ЛЕНАТО, - 2010.

17. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его регионлаьные особенности, -  М.: Рудомино, - 2010.

18. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: ВЛАДОС, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, - 2010.

19. Леонтьев А.А. Психология общения. М.,1998.

20. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.

21. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды, М.: Воронеж, 1995.

22. Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

23. Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.

24. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С.20-33.

25. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2010.- 694 с.

26. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974.

27. Психология. Словарь/Под редакцией А.В. Петров-ского, М.Г. Ярошевского.-М.:Политиздат,1990.

28. Райс Ф. Психология подросткового и подросткового возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 624 с.

29. Реан А.А. Психология изучения личности - Спб.: Питер, 2010.- 523 с.

30. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / под ред. Т.А. Гудковой. – М.: Мир, 2011. – С. 118 - 127.

31. Родители и дети: Психология взаимоотношений // под ред. Е.Савиной и Е.Смирновой. М.: Когито-Центр, 2010. — 230 с.

32. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2010. - 712 с

33. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М. Академия, 2010.- 472 с.

34. Терёшкина И. Б. Межличностное оценивание в условиях конфликта / И.Б. Терёшкина // Конфликт в конструктивной психологии : тез. докл. и сообщ. II науч.-практ. конф. по конструктивной психологии. -Красноярск, - 2010. -  С. 107-110.

35. Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.

36. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2010. – 490 с.

37. Хараш А.У. Ценность слова: о психосемантике диалогической преднастройки / А.У. Хараш // Психология общения: тренинг человечности : тез. междунар. науч.-практ. конф., посвящённой 70-летию со дня рождения Л. А. Петровской. М.: Смысл, - 2010.

38. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан, -  СПб. : Питер, - 2010.

39. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк; [под ред. Д.И. Фельдштейна]. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – С. 217-226

40. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. 1976.

41. Щедровицкий Г.П., Надежина Р.Г. О двух типах отношений руководства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии. 2010.-  N 5.

42. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Отпуска без сохранения заработной платы
  2. Классификация прав и свобод человека
  3. Кутюмы Бовези Ф. Бомануара как характерный памятник права феодальной Франции
  4. Государственное финансирование российской культуры приоритеты, проблемы, перспективы
  5. Правовое регулирование возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина
  6. Виды дивидендной политики корпорации на примере ОАО «Казанский МЭЗ».
  7. Законы Хаммурапи как основа Вавилонского Общества
  8. Система управления персоналом ДОУ общеразвивающего вида
  9. Обучение и развитие персонала: инновационный анализ» (на примере ПАО «Ростелеком»)
  10. Билет №15
  11. Принципы и стандарты составления социальных отчетов
  12. Монополии
  13. Уголовное право
  14. Феномен уличной моды в контексте культуры 70-х гг
  15. Первая мировая война в американской историографии
  16. Военный конфликт с Грузией
  17. Выявление особенностей развития социальной политики в странах ЕС в современных условиях
  18. Работоспособность менеджера и её изменения
  19. Коррупция как вид преступности
  20. Совершенствование практики использования ипытательного срока при замещении должностей государственных гражданских служащих
  21. Официальные и рабочие языки в многосторонней дипломатии
  22. Социология П.Сорокина
  23. Психологическое консультирование
  24. Контроль как способ обеспечения законности и служебной дисциплины в органах внутренних дел
  25. Экономическая мысль средневековья
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: