Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Управление государственным недвижимым имуществом





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы осуществления государственной политики в области управления имуществом 7

1.1. Понятие, природа и сущность имущества как объекта государственного управления 7

1.2. Анализ нормативно-правового обеспечения осуществления государственной политики в области управления имуществом 10

2. Анализ механизмов реализации государственной политики в области управления имуществом 17

2.1. Анализ системы органов управления, формирующих и реализующих государственную политику в области управления госимуществом 17

2.2. Анализ механизмов реализации государственной политики в области управления госимуществом 27

3. Совершенствование механизмов формирования и реализации новой государственной политики в области управления госимущиством 36

3.1. Перспективные направления государственной политики в области управления госимуществом 36

3.2. Новые подходы к реализации государственной политики в области управления имуществом 37

ВЫВОДЫ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Приложение 52

Введение

Иоффе О.С. отмечал: «Создание государственной социалистической собственности, разработка методов управления ею, формирование особых средств ее юридической защиты знаменовали невиданный по размаху процесс широкого развертывания новых общественно-правовых явлений, нуждавшихся в тщательном изучении и глубоком осмыслении. При этом уже со времени перехода к новой экономической политике на первый план выдвигаются никогда с тех пор не терявшие актуальности две фундаментальные проблемы: о сущности государственной собственности в СССР и о правах госорганов (трестов и иных самостоятельных организаций) на закрепленные за ними части государственного имущества. Та и другая проблемы находились в центре внимания как внутри страны, так и в зарубежных откликах на складывавшийся у нас новый строй экономико-правовых отношений»[6, стр.57].

В условиях глобализации, представляющей формирование новой мировой парадигмы социально-экономического развития, функции государства меняются. Этот факт прямо зафиксирован в докладе Всемирного банка, опубликованном в 1997 году и красноречиво названном "Государство в меняющемся мире"[40, cтр.30].

Чтобы понять, как именно меняется государство в этих новых условиях, следует четко установить генеральную государственную функцию, то есть ответить на вопрос об общественной миссии государственного института. В отличие от составляющих общество индивидов и их групп, преследующих личное и частное благо, государство призвано быть носителем идеи общественного блага. Общественная миссия государства, его генеральная функция - в согласовании всего многообразия личных и частных интересов с общественными интересами. В таком согласовании и состоит задача государственного управления.

Государство как производитель общенациональных благ выступает их собственником. Однако важнейшим является то, что в отличие от производителя личного и частного блага производитель общественных благ не присваивает их себе, а передает обществу в неизбирательное, неисключительное, неделимое и бесценное пользование. Таким образом, в отличие от личного и частного собственника государство - особый собственник. Любая собственность, которая находится или может находиться в государственном управлении, обязана работать на производство общественного блага.

Проводимая государством политика в области управления имуществом является важнейших инструментом как прямого так и косвенного воздействия на экономику страны.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований.

Управление государственной собственностью – одна из наиболее сложных и мало-разработанных теоретических проблем, что обусловлено комплексным характером вопроса.

Проблемы реализации политики государства в области управления имуществом управления государственной не стали предметом комплексного исследования в юридической науке, научные статьи по данной проблематике, как правило, носят постановочный характер. Поэтому многие важные стороны административно-правового регулирования отношений по управлению государственным имуществом не нераскрыты.

Изучению теории управления уделяют большое внимание представители как юридической, так и экономической науки. Большой интерес ученых к этой проблеме стал причиной появления различных взглядов, концепций, порой кардинально отличающихся друг от друга. Так, высказываются мнения, согласно которым управление государственной собственностью характеризуется недостатком опыта воздействия на экономические процессы через грамотное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в собственности государства. В данной курсовой работе мы предпримем попытку проанализировать современную государственную политику в области управления имуществом, разработаем возможные направления для совершенствования данного направления. Постоянное совершенствование механизмов управления, в том числе недвижимостью, является важной задачей для любого государства.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена с одной стороны государственным значением данного вопроса, а с другой стороны - отсутствием научно основанной, теоретической базы по данному вопросу.

Объектом исследования являются правоотношения, формирующиеся в процессе управления государственным имуществом.

Предмет исследования - организационно-правовые проблемы управления государственным имуществом.

Цель исследования заключается в изучении как теоретических так и практических аспектов реализации государством своей политик по управлению имуществом, комплексном анализе проблем, возникающих в ходе данной деятельности, а также разработке возможных направлений по ее совершенствованию.

Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

1. Определить понятие, природа и сущность имущества как объекта государственного управления.

2. Проанализировать нормативно-правовое обеспечение осуществления государственной политики в области управления имуществом.

3. Рассмотреть систему государственных органов реализующих политику в области управления имуществом как на федеральном, так и на региональном уровне.

4. Выявить особенности российской государственной политики в области управления имуществом.

5. Обозначить основные современные проблемы государственного управления федеральным имуществом.

6. Проанализировать возможные направления развития государственной политики в области управления имуществом.

Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе и правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

Заключение

Отечественная правовая система рассматривает государство в качестве особого, самостоятельногопубличногосубъекта права.

Особенности правового статуса государства как субъекта публичной собственностиопределяются с одной стороны наличиемполномочий принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок реализациисобственности, а с другой стороны – необходимостью осуществления этого права в общественных, а не «личных» интересах.

Сущность управления государственным имуществом заключается в воздействии, оказываемом уполномоченными лицами на процессы, связанные с принадлежностью этого имущества и их использованием, а также на участников этих процессов.

Целью управления государственной собственностью является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всей совокупности объектов государственной собственности.

Государство как собственник, устанавливает на основе федерального законодательства определенные правила и условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Это позволяет осуществлять полный учет собственности, обеспечивая ее сохранность, реализовывать целевые мероприятия по повышению эффективности использования имущества.

Политика, проводимая государством в этой области состоит в координации деятельности органов федеральной власти, органов субъектов федерации для решения стратегических вопросов развития имущественных отношений.

В рассматриваемом контексте была изучена природа понятия «имущество» в аспекте взаимосвязи с категорией «управление». Отношения собственности предполагают и необходимость управления ею.

В связи с этим необходимо пересмотреть принципы и приоритеты в сфере управления, и распоряжения государственным имуществом Российской Федерации и ее субъектов.

На основе проведенного анализа, была выявлена проблема разграничения компетенции в сфере государственного имущества, которая имеет не только «вертикальный», но и «горизонтальный» аспект. Оптимизация правового механизма разграничения полномочий и функций между федеральными субъектами правоотношений.

Тенденция усиления роли государственного регулирования совершенно на равнозначна политики направленной на увеличение количества объектов государственной собственности.

Государственная политика в сфере управления государственным имуществом должна преследовать следующие цели: увеличение доходов бюджетов соответствующих уровней с цельюпродуктивного управления госсобственностью; структурирование объектов собственности; максимально полное использование всего многообразия объектов государственной собственности; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций.

Политика государственного управленияимуществом представляет собой одну из главныхсфер распорядительной деятельности уполномоченных государственных органов, которая направлена не только на решениезадач по пополнению бюджетов, но и на социально-экономические, а именно - создание и сохранение рабочих мест, увеличение товарооборота, улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности. Поэтому очевидно, что правовое регулирование этой деятельности требует совершенствования, основанного на научном подходе.

Очевидна актуальность разработки и принятия Государственной программы в области управления федеральным имуществом в Российской Федерации, закрепляющей принципы формирования и использования государственной собственности как функционирования государства.

В рамках предлагаемой программы следует: а) определить ориентиры осуществления государственного управления имуществом в современных условиях; б) привести в соответствие с новыми условиями законодательную базу; в) «обратить внимание» не на отдельные сегменты государственного имущества и отдельные методы управления а, на весь комплекс государственной собственности, а также все возможные административно-правовые методы государственного управления ею.

Принципиально важно, в рамках программы разработать и принять базовый федеральный законодательный акт в области государственного управления федеральным имуществом - Федеральный закон «Об основах государственного управления федеральным имуществом», в котором предлагается:

а) провести классификацию и закрепить четкий перечень категорий объектов государственной собственности;

б) закрепить общие положения, касающиеся системы, структуры и основ распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральным имуществом;

в) создать нормативную основу для сбалансированного использования адекватных условиям кризиса административно-правовых методов государственного управления в указанной области.

Современные мировые условия диктуют условия, в которых основное внимание должно быть сосредоточено на использовании государственного имущества в качестве важнейшего инструмента выхода страны из экономического, в том числе на активном использовании таких методов управления федеральным имуществом, как создание государственных корпораций, заключения концессионных соглашений и т.д.

Сегодняшнее состояние дел в системе управления государственным имуществом в России, нельзя сводить только к упорядочению осуществления полномочий собственника государственного имущества, необходима эффективная работа поповышению доходов и снижению государственных расходов на содержание имущества.

Поэтапное, научно и законодательно разработанное, системноепретворение в жизнь комплекса мер, направленное на повышениеэффективности управления государственным имуществом является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в России и осуществления важнейших государственных функций - развивающей и стимулирующей - в отношении российской экономики.

В рамках программы особое внимание следует уделить вопросам реализации государственной политики в области управления имуществом в субъектах федерации. Формирование четких и стабильных организационно-правовых основ управления государственным имуществом в субъектах Российской Федерации возможно посредством выработки эффективной политики взаимодействия органов федеральной власти и власти субъектов РФ, направленной на повышение результативности управления государственным имуществом, призванной обеспечить продуктивное использование имеющегося имущества в субъектах Российской Федерации.

Резюмируя все вышесказанное, подчеркнем, что основным направлением государственной политики в рассматриваемой сфере, реализуемой уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, должна стать такая имущественная политика, которая стремится, с одной стороны, к наличию достаточного федерального и субфедерального имущества, чтобы обеспечить конституционные функции Российской Федерации и ее субъектов, а с другой - исключить избыточный массив государственногоимущества, который целесообразно передать, либо в ведение органов местного самоуправления, либо в частную собственность. Исходя из этого, необходимо разработать Государственную программу в области управления имуществом, в рамках которой принять целый комплекс законодательных и нормативных правовых актов в указанной сфере, и, в первую очередь, Федеральный закон «Об основах государственного управления федеральным имуществом».

Список литературы

1. Конституция РФ. // "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

2. Гражданский кодекс РФ, часть 1 // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

3. Гражданский кодекс РФ, часть 2 // "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, №5, ст. 41

4. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

6. Астапов К.Л. Управление государственной собственностью в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2010. № 12. С 32-36.

7. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика,2006. – 480 с.

8. Балацкий Е. Особенности российской модели управления государственным сектором. Проблемы теории и практики управления // Экономист. 2008. № 2. С.41-42.

9. Бандурина Н.В., Хныкин В.И. К вопросу о некоторых корпоративных формах управления государственным имуществом (на примере федерального государственного унитарного предприятия и государственной корпорации) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 9. С. 8-11.

10. БандуринВ.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. – М.: Полиграфресурсы, 2008. 336 с

11. Басангов Д.А., Шайдуров С.А. Комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (постатейный). М.: Деловой двор, 2009. 247 с.

12. Глинкина С.П. Приватизация: Концепции, реализация, эффективность. М.: Наука, 2006. 89 с.

13. Голубцов В.Г. Участие Российской Федерации в имущественных отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Авт. дисс. д.ю.н. Москва. 2008. 26 с.

14. Грищенко А.И, Моралес К. Корпорации в России и зарубежных правопорядках: понятие и сущность (государственные корпорации в современной России на примере Государственной корпорации "Росатом") // Энергетическое право. 2009. № 1. С 44-46.

15. Дзыбик Е.К. Государственное управление федеральным имуществом: административно-правовые проблемы: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Дзыбик Елена Константиновна - Москва, 2009. 182 с.

16. Дягилев А.В. Управление федеральным имуществом: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 Москва, 2001. 183 c.

17. Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М.: Юриспруденция, 2010. 281 с.

18. Завьялов А.А. Государственное управление оборотом недвижимого имущества. Тенденции и перспективы. Монография. М.: Статут, 2007. 103 с.

19. Завьялов А.А. Государственное управление недвижимым имуществом: формы и механизмы. \\ Экономика и управление собственностью № 2. 2008. С 43-46.

20. Завьялов А.А. Государственное управление недвижимым имуществом \\ Экономист. № 3. 2008. С. 54-56.

21. Завьялов А.А. К вопросу о построение оптимальной модели государственного управления недвижимым имуществом \\ Проблемы экономики. № 6. 2007. С 39-41.

22. Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. - М.: "Статут". 2000. 189 с.

23. Камаев Р.А. Управление государственной собственностью в условиях формирования новой социально-экономической парадигмы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011 г. № 8. С 56-58.

24. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. 2008. № 4. С 41-43.

25. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. Под ред. Витрянского В.В., Козырь О.М., Маковской А.А., М.: Статут, 2008. 158 с.

26. Короткова О.И. Нормативный правовой акт как правовой рычаг построения системы управления государственной собственностью // Законодательство и экономика. № 3. 2009. С. 29-32.

27. Короткова О.И. Структура, классификация и правовой режим государственного имущества // Адвокат. 2010. № 3. С 40-42.

28. Крашенинников П.В., Майфат А.В., Миронов И.Б. Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: Постатейный комментарий к статьям 113-115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. 75 с.

29. Мазаев В.Д. Понятие и конституционные принципы публичной собственности. М. Институт права и публичной политики. 2004. 59 с.

30. Пермяков В.А. Современная классификация правовых источников управления государственной собственностью: проблемы и перспективы совершенствования // Евразийский юридический журнал. № 3 (34). 2011.С 13-15.

31. Пермяков В.А. Некоторые теоретико-правовые проблемы разграничения государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы модернизации государственной политики России в условиях многоуровневой власти», Москва, 15 декабря 2010 г М.: Национальный союз политологов, 2010. С. 25-27.

32. Пермяков В.А. Актуальные вопросы управления государственным имуществом в России // Журнал «Человек и закон». № 2. 2011. С. 41-43

33. Пермяков В.А. Проблемы повышения эффективности управления государственным имуществом в условиях модернизации российского государства // Журнал «Человек и закон». № 3. 2012. С. 12-14.

34. Рагимова Н.К. Реализация прав публичного собственника путем создания унитарного предприятия. Авт. дисс. к.ю.н. Москва, 2008. 28 с.

35. Соловьев М.М. Методологические вопросы управления государственной собственностью // Экономика и управление собственностью. № 2. 2008. С. 23-25.

36. Талапина Э.В. Государственная корпорация как новый субъект права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 32-34.

37. Чирков В. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2009. № 5. С. 9-10.

38. Файнгерш С.И. Публичное управление государственным имуществом в Российской Федерации: административно-правовой аспект: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / Файнгерш Сергей Игоревич, Санкт-Петербург. 2008. 242 c.

39. Яновский К. Размеры государственного сектора экономики (теоретические подходы, обзор литературы, российский опыт) // Вопросы экономики. 2008. № 9. С 35-37.

40. The state in a changing world // World development report, 1997. Cambridge: Oxforduniversitypress, 1997.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Адвокатура и юридические услуги в Российской Федерации
  2. Контрольная работа по международному частному праву
  3. Эволюция теории революционного процесса в Китае Дж. Фэрбэнка
  4. ООН история эволюция структура
  5. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации
  6. Роль рекламы в туристическом бизнесе
  7. Режимы и формы правления суверенных государств
  8. Каковы цели органов власти управления территориального образования
  9. Повышение эффективности работы ОАО «Корзинка» за счет разработки и внедрения информационной системы учета товарооборота
  10. Сравнительный анализ региональных сепаратистских движений в США
  11. Ядерная теория наследственности
  12. Вопросы действия уголовного закона в пространстве
  13. Измерение температур
  14. Правовой статус обвиняемого
  15. Оценка производственного контроля на мясоперерабатывающих предприятиях.
  16. Действие членов дежурной СОГ.Проблемы возникающие в ходе работы дежурной СОГ и пути их решения
  17. Анализ стоимости жилой недвижимости в г.Челябинске
  18. Вопросы таможенное регулирование
  19. Правовое регулирование общественных отношений в Древней Индии по законам Ману
  20. Государственное и муниципальное управление
  21. Специфика работы со страхом в когнитивном консультировании
  22. Гражданско-правовые обязательства по оказанию услуг
  23. Миссия и цель организации
  24. Отчет по практике на ООО «ЭнергоСервис»
  25. Характеристики современной политической элиты России
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: