Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности





Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности 8

1.1Уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности: история вопроса 8

1.2 Понятие и классификация преступлений экстремистской направленности 20

1.3 Профилактические меры противодействия экстремизму 27

Выводы по 1 главе 34

Глава 2. Анализ практики уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности 36

2.1 Квалификация массовых беспорядков, хулиганства и преступлений экстремистской направленности 36

2.2 Уголовные наказания за преступления экстремистской направленности: проблемы законодательного закрепления и реализации 56

2.3 Совершенствование уголовного законодательства как направление противодействия деятельности экстремистских сообществ 61

Выводы по 2 главе 67

Заключение 68

Список использованной литературы 72

Введение

1.Актуальность темы исследования. В последнее время вопросам уголовно-правовой оценки деяний, отнесенных УК РФ к преступлениям экстремистской направленности, уделяется пристальное внимание. Достаточно посмотреть периодические печатные издания, чтобы убедиться: более острой темы в российской правовой действительности сегодня нет.

Но если, например, совершаемые скинхедами по мотивам расовой или национальной ненависти убийства и другие преступления против личности крайне отрицательно воспринимаются большинством российских граждан, то некоторые деликты, которым придается статус экстремистских, получают в общественном сознании неоднозначную оценку. Одна из причин - то обстоятельство, что возбуждаемые уголовные дела, в которых фигурируют "экстремистские" статьи, зачастую имеют откровенно политическую подоплеку и ставят своей целью преследование за критику представителей оппозиционных сил, непарламентских партий, гражданских активистов и т.п. При этом явный "перебор" наметился в уголовном преследовании лиц, осужденных за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Первыми забили тревогу правозащитники, настоятельно рекомендовавшие российским судам по делам этой категории учитывать международно-правовые стандарты. В частности, в Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ провозглашается, что "основное право на свободу выражения мнений и информации... составляет одну из важнейших основ демократического общества и одно из главных условий его прогресса и развития личности", поэтому "политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ"1. Развивая положения этого документа, Пленум Верховного Суда РФ в п. 7 Постановления от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" четко разъяснил, что "критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц".

Следует отметить, что разработчики Постановления в очередной раз столкнулись с непреодолимыми сложностями, вызванными тем, что к единому знаменателю пришлось приводить крайне противоречивое антиэкстремистское законодательство и вследствие этого весьма неоднозначную правоприменительную практику. Поэтому по некоторым дискуссионным моментам существовало несколько вариантов предлагаемых разъяснений. Впрочем, как справедливо констатировали при обсуждении проекта Постановления некоторые из выступавших, разрешение существующих проблем находится в компетенции не Пленума Верховного Суда РФ, а законодателя.

Наиболее спорным стал вопрос: следует ли при установлении направленности призывов, указанных в ст. 280 УК, исходить из перечня деяний, отнесенных к экстремистской деятельности (экстремизму) ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", за которые предусмотрена уголовная ответственность (например, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п.) или не только уголовная, но и административная ответственность?

2. Цель и задачи исследования.

Цель исследования: исследование уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности.

Задачи исследования: рассмотреть уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности: история вопроса; Понятие и классификация преступлений экстремистской направленности; осветить профилактические меры противодействия экстремизму; охарактеризовать квалификацию массовых беспорядков, хулиганства и преступлений экстремистской направленности; проанализировать уголовные наказания за преступления экстремистской направленности: проблемы законодательного закрепления и реализации; проанализировать совершенствование уголовного законодательства как направление противодействия деятельности экстремистских сообществ.

3.Объект и предмет исследования.

Объект исследования: преступления экстремистской направленности

Предмет исследования: процесс уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности.

4. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы заключаются в исследовании уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности в России.

На основе теоретических выводов в дальнейшем могут быть выдвинуты предложения по совершенствованию норм о преступлениях, посягающих на национальную безопасность и спокойствие в государстве, и практики их применения, по внесению соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ.

5. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Экстремизм - это присущее социальной природе человека средство и необходимое условие функционирования социальной общности, а равно средство всеобщей связи (коммуникации), возникающее между людьми в процессе разрешения определенных категорий социальных конфликтов.

Экстремизм - институализация ожидания обществом того, что возникшим социальным конфликтам, их разрешению в соответствии с законами и на их основе будет уделено достойное внимание.

Экстремизм - это принятая определенной человеческой общностью процессуально-правовая парадигма поведения субъектов права при разрешении социальных конфликтов. Экстремизм характеризуется многоаспектностью, сложностью и системностью.

2. В Российской Федерации гарантируется равенство прав всех граждан независимо от имеющихся у них различий (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Это положение защищается государством при помощи широкого спектра мер воздействия, в том числе путем привлечения к уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления экстремистской направленности.

3. Профилактика экстремистской деятельности является важнейшим направлением противодействия экстремизму в нашем государстве. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма, искоренению причин, его порождающих и способствующих его росту в стране. Именно от тактики опережения, предупреждения и оперативного пресечения криминальной ситуации сегодня многое зависит в сфере противодействия экстремизму в Российской Федерации.

4. При юридической оценке деяния экстремистской направленности, в том числе при отграничении соответствующего преступления от сходного административного правонарушения, необходимо принимать во внимание не только объективные, но и субъективные признаки содеянного, в первую очередь содержание интеллектуального и волевого моментов умысла, мотив и цель совершенных действий. Несмотря на то, что деяние человека представляет собой единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, на практике далеко не всегда можно сделать однозначный вывод о правовой природе того или иного действия (бездействия), располагая только фактами, проявившимися вовне. При этом ключевым должен являться элемент конституционного принципа презумпции невиновности, а именно постулат о толковании всех неустранимых сомнений в пользу обвиняемого.

5. Норма об освобождении от ответственности по данным статьям относится только к тем, кто являлся только участником экстремистского сообщества (организации). К организаторам или руководителям норма не применяется, что вполне логично. Однако если проанализировать ст. 282.1 УК РФ, то становится не совсем понятно применение освобождения к лицу, действия которого подпадают под ч. 3 указанной статьи. Она предусматривает ответственность и за руководство, и за создание, и за участие, но с использованием служебного положения.

6.Для освобождения лица от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, законодатель уделяет особое внимание не столько факту добровольного отказа от участия в преступном сообществе (преступной организации), сколько признакам активного способствования раскрытию или пресечению этого преступления. Однако в примечаниях к ст. ст. 282.1 и 282.2 УК РФ данный признак отсутствует. Кроме этого, в процессе нашего мониторинга сотрудников правоохранительных органов мы попытались выяснить их профессиональное мнение на предмет совершенствования поощрительной нормы, предусмотренной ст. 282.1 УК РФ. Около половины (49%) респондентов предложили дополнить основание освобождения от уголовной ответственности по примечанию к данной статье УК РФ признаком активного участия в раскрытии или пресечении совершенного преступления.

Заключение

1. Таким образом, особенностями современного экстремизма являются рост масштабности, способствующий наращиванию потенциала и превращению экстремистских группировок во влиятельные структуры политической жизни; усиление жесткости действий экстремистов; многообразие форм деятельности; использование последних достижений науки и техники; стремление добиться широкого общественного резонанса.

2. До тех пор, пока общество будет находиться в кризисном состоянии, в условиях нестабильности, в силу отсутствия эффективного государственного механизма управления страной социальная дезориентация определенной части граждан будет непрерывно "воспроизводить" экстремизм. Стабильность современного общества возможна только при наличии известного мировоззренческого единства населения, в основе которого лежит совпадение экономического, нравственного и правового способов миропонимания людей, существующих в одну эпоху и в одном социальном пространстве.

3. Сама жизнь современного социума обозначила необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы для регулирования экстремальных процессов в обществе. Решение этой задачи невозможно без знания социально-психологической специфики экстремальной среды, а также понимания таковой как целостного социального явления.

4. Проблема экстремизма многогранна, включает идеологические, политические, социально-экономические сферы. Особое внимание следует уделять не только религиозным течениям радикальной направленности, но и различного рода экстремистским молодежным группировкам, которые для достижения своих целей все чаще используют методы насилия.

5. Современное общество неизбежно встанет перед необходимостью осознания той опасности, которую таят в себе экстремистские организации, имеющие, как правило, мощнейшую финансовую подпитку и стремящиеся дестабилизировать, а затем разрушить существующие общественные институты для достижения своих целей. Только при активном взаимодействии органов государственной власти, правоохранительной системы и общественных организаций возможно создание "заслона" развитию экстремизма.

6. Противодействие экстремизму требует систематической профилактической работы с привлечением всех "здоровых" сил общества, но главную ответственность должно взять на себя государство как координатор всех действий. Стратегия должна предусматривать меры, направленные на устранение условий, которые подпитывают национально-этнические конфликты. Экстремистская идеология, этническая, национальная и религиозная дискриминация, политическая изоляция, социально-экономическая маргинализация и отсутствие надлежащего государственного управления - те условия, которые дают питательную среду развития экстремизма, а высокая степень обеспокоенности законодателя этой проблемой в современном российском обществе выразилась в принятии ряда документов антиэкстремистского блок. Поскольку лучшая форма борьбы с конфликтами - это стратегия, направленная на их предотвращение путем ранней профилактики.

7. В заключение отметим основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике межнациональных, межконфессиональных конфликтов в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя, благополучия и мира:

устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации межнациональных конфликтов;

снижение социальных разногласий в обществе стабилизация политической обстановки в стране, создание атмосферы общественного согласия, недопущение острых политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

повышение культурно-образовательного уровня населения в общем, связанное с изучением религии, ее истории, культуры, традиций в частности;

противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, организации;

противодействие распространению информации и литературы, направленных на разжигание межнациональных, межконфессиональных конфликтов, на унижение достоинства других вероучений;

создание толерантности и мира между этническими группами.

8. Подводя итог проблемам противодействия деятельности экстремистских сообществ, нами предлагается внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

9. В ст. 20:

а) часть вторую после слов "приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267)" дополнить словами "организация экстремистского сообщества (статья 282.1), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2)"

Статью 282.1 изложить в следующей редакции:

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности -наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

10. Участие в экстремистском сообществе - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Примечания.

1. Лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе или входящем в него структурном подразделении либо объединении организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и п. "е" части первой ст. 63 настоящего Кодекса. Принятие данного законопроекта позволит повысить эффективность привлечения к уголовной ответственности лиц, участвующих в создании экстремистских сообществ и его последующей деятельности.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // Российская газета. 1996. 18 декабря.

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3029.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3031.

Литература

4. Агапов П.В. Нужна ли в Уголовном кодексе РФ ответственность за создание организованной преступной группы? // Российская юстиция. 2006. N 3. С. 14 - 15.

5. Александр Бастрыкин, председатель СКП РФ об экстремизме // Московский комсомолец. 2009. 13 февр. С. 2.

6. Баранов А. Дмитрий Медведев - милиции: Законы о коррупции есть - действуйте! // Комсомольская правда. 2009. 7 февр. С. 2.

7. Богдановский Ф. Верховный Суд разъяснит судам, что понимать под экстремизмом // http:// www.pravo.ru/ review/ view/ 55559/ ?utm_source= twitter&utm_medium= cpc&utm_cam-paign= twitter_share.

8. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 39.

9. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300. В последующем негативные действия, указанные в данной статье, были объединены понятием "экстремистская деятельность".

10. Галимова Н. Медведев ополчился на "спекулянтов". Как отделить экстремистов от недовольных? // Московский комсомолец. 2009. 7 февр. С. 2.

11. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АО "Центр "ЮрИнфоР", 2005. С. 301 - 304.

12. Герасименко О., Захаров Д. Как стать экстремистом // Коммерсантъ Власть. 2011. N 13.

13. Гилинский Я.И. "Преступления ненависти" в современной России // XX Международный балтийский криминологический семинар (Санкт-Петербург, 29 июня - 1 июля 2007 г.). СПб., 2007. С. 10.

14. Городецкая Н., Иванов М., Хамраев В. Верховный Суд вслушался в экстремистские призывы // Коммерсантъ. 2011. 10 июня.

15. Декларация о свободе политической дискуссии в СМИ (Declaration on freedom of political debate in the media) (принята 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета министров на уровне постоянных представителей).

16. Естественно, это потребует внесения изменений в соответствующие законодательные акты, в частности в ФЗ от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

17. Кабурнеев Э.В. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против жизни по уголовному праву России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2007. С. 22.

18. Кашепов В. Квалификация преступлений экстремистской направленности // Уголовное право. 2007. N 3. С. 32.

19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2010.

20. Комментарий к Федеральному закону "О противодействии терроризму" (постатейный). М., 2007.

21. Куликов В. Ненависть между строк. Верховный Суд подготовил рекомендации, как рассматривать дела об экстремизме // Российская газета. 2011. 21 июня.

22. Мусаелян М.Ф. Экстремизм как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Журнал российского права. 2009. N 3. С. 22 - 23.

23. Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. М., 1960. С. 20.

24. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2005 г. N 23-004-70 // Архив Верховного Суда Российской Федерации.

25. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 апреля 2004 г. N 350-IV ГД "О Федеральном законе "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 17. Ст. 1598.

26. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 11 от 28 июня 2011 г. "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. N 8. С. 3 - 4.

27. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. N 45 "О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений" // Российская газета. 2007. 21 ноября.

28. Сборник действующих постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, Российской Федерации по уголовным делам с комментариями и пояснениями / Отв. ред. В.И. Радченко; Науч. ред. А.С. Михлин. М.: БЕК, 1999. С. 392.

29. Сборник действующих постановлений Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, Российской Федерации по уголовным делам с комментариями и пояснениями / Отв. ред. В.И. Радченко. М.: БЕК, 1999. С. 387.

30. Справка о результатах обобщения судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, а также об иных преступлениях, совершенных по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, за 2010 год. Брянск: Брянский областной суд, 2011. С. 1.

31. Справка по итогам изучения практики рассмотрения судами Челябинской области уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности. Челябинск, 2011. С. 5 - 6.

32. Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. 2006. N 3. С. 52 – 54.

33. Федотова Д. Сотрудники ФСБ примут ислам на вооружение для борьбы с исламистами // Московский комсомолец. 2009. 16 апр. С. 2.

34. Феклюнин С. Председатель Национального антитеррористического комитета России, директор ФСБ России Александр Бортников: о росте экстремизма в Центральной России // Московский комсомолец. 2008. 28 нояб. С. 3.

35. Филановский И.Г., Солодкин И.И. Борьба с хулиганством. М.: Госюриздат, 1957. С. 24.

36. Хлебушкин А.Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 7.

37. Шишов О.Ф. О разграничении преступлений и административных проступков в советском праве // Советское государство и право. 1961. N 6. С. 65 – 66.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Конституция СССР 1977г (разработка, содержание, значение)
  2. История государственной символики России
  3. Письменные источники по истории Древней Греции
  4. Учет и анализ финансовых результатов ЗАО «СЭК»
  5. Стратегии поведения сотрудников организации в ситуации конфликта
  6. Историческая школа Германии,ее роль в становлении институционализма
  7. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  8. Выбор стали для упругих элементов, работающих в агрессивных средах
  9. Мой консультационный опыт
  10. Ислам, как явление культуры
  11. Проблема передачи земельных участков
  12. Источники конституционного права понятие и виды
  13. Позитивистская философия
  14. Правовой статус несовершеннолетних лиц. Право несовершеннолетнего лица на имя
  15. Таможенный перевозчик назначение и порядок получения статуса таможенного перевозчика
  16. Конституционный строй понятие, правовое закрепление, защита
  17. Бандитизм
  18. Экономико-правовая безопасность производственного кооператива
  19. Понятие политического PR.docx
  20. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  21. Роль СМИ в формировании общественного мнения в современной России
  22. Красота и польза в архитектуре и дизайне
  23. Особенности формирования мотивации и интерес учащихся к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  24. Методы оценки финансовых активов Газпром
  25. Социальная поддержка малообеспечанным семьям
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: