Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Уголовная ответственность за должностные преступления





Содержание

Введение 3

Глава 1 :Должностные преступления как социально правовое явление. 6

1)Понятие и виды должностных преступлений 6

2) Историко-правовой анализ должностных преступлений 12

2:Уголовно правовая характеристика должностных преступлений 23

1)Объективные и субъективные признаки 23

2)Особенности квалификации должностных преступлений 31

Глава 3:Предупреждение должностных преступлений 36

1)Общесоциальные меры предупреждение 36

2)Специальные меры предупреждения 42

3)Заключение 64

Список литературы 69

Введение

Актуальность исследования. Коррупция – сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие используемых формулировок понятия «коррупция» не всегда позволяет выявить все существенные признаки этого явления. Общепринятым является понимание коррупции как использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Однако следует отметить, что такой подход не может привести к формированию системной основы противодействия коррупции, поскольку не позволяет точно определить критерии коррупционных проявлений, и особенно правонарушений.

Как социальное явление коррупция довольно многолика и многогранна. Понимание коррупции только как совершения преступлений коррупционной направленности не соответствует реалиям коррупционной практики, что, в свою очередь, не способствует формированию эффективной системы противодействия ей.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью, т.е. властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач, должностное лицо и т.д.), имеющий полномочия и использующий эти полномочия вопреки законным интересам общества и государства в своих личных интересах или в интересах иных лиц, поскольку последние в той или иной степени могут удовлетворить его личный интерес (имеется в виду лицо, обладающее дискреционной властью).

Системный характер коррупции в России в числе прочих причин обусловлен характером российского законодательства, отличающегося противоречивостью, пробельностью, многовариантностью толкования отдельных норм и т.д.

Следует отметить, что начиная с 1994 г. ежегодные послания Президента РФ в качестве одной из стратегических задач указывали необходимость борьбы с коррупцией и отмечали ее как негативный фактор развития и становления государственности России. И именно эти обстоятельства обусловливают актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования – коррупция, как угроза экономической безопасности в Российской Федерации.

Предметом исследования являются – экономические и организационно-управленческие механизмы по совершенствованию выявления коррупционных преступлений.

Целью выпускной квалификационной работы является всестороннее изучение выявления преступлений, связанных с злоупотреблением должностными полномочиями и превышением должностных полномочий.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие коррупции;

- исследовать основные причины коррупции в России;

- проанализировать особенности негативного влияния коррупции на экономическую безопасность России;

- изучить характеристику преступлений связанных с незаконной предпринимательской деятельностью и преступлений связанных с злоупотреблением должностными полномочиями;

- разработать основные пути совершенствования выявления и предупреждения противоправной деятельности должностными лицами.

Теоретической значимостью исследования является анализ правотворчества и правоприменения, состояния и степени борьбы с коррупцией в Российской Федерации.

Практической значимостью являются выводы по темам, предложения о повышение эффективности механизма выявления и противодействия коррупции в Российской Федерации.

Структура исследования. Цели и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Во введении представлена практическая значимость работы, объект, предмет исследования, цель, а также задачи работы

В первой главе работы рассмотрены понятие и критерии экономической безопасности, коррупция как угроза экономической безопасности, а также истоки и причины коррупции.

Во второй главе изучены особенности и характеристика преступлений коррупционной направленности, в ном числе связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, превышением должностных полномочий и нецелевым использованием бюджетных средств.

В третьей главе исследовано современное состояние и пути совершенствования, выявления и предупреждения противоправной деятельности должностными лицами.

В заключении представлены полученные выводы и результаты проделанного исследования.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В работе были использованы материалы следующих авторов: В.П. Бахин, Н.С. Карпов «Материалы к изучению практики борьбы с преступностью»; Ю.В. Быстрова «Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства»; В. Дернова «Спасение от коррупции»; В.В. Толкачев «Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права; Т.Я. Хабриева «Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы» и др.

Заключение

Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать вывод, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Отражая результаты поставленных в начале работы задач выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

- необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

- одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований;

- исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), – не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

- создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования, чистейшая репутация, уважение общества…..) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

- повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

- формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

В отечественных и зарубежных исследованиях коррупция понималась в основном как противоправное, в большей мере криминальное, явление, приносящее ущерб правовым ценностям, а потому требующее своего устранения, как правило, карательными методами.

В последние годы к теме коррупции проявляет все большее внимание криминология. Представители этой научной дисциплины выявляют криминологически значимые элементы, которые ранее не исследовались (определение коррупционных рисков; разрешение конфликта интересов на государственной службе; оптимизация практики привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений и т.д.).

Развиваются, хотя и недостаточно, социолого-правовые исследования. В целом изыскания юристов, равно как и представителей других отраслей знания, не учитывают в полной мере сложный, многообразный и постоянно меняющийся (можно сказать – переменчивый) характер этого явления.

Необходимо преодолеть традиционные исследовательские подходы, что позволит обосновать новые приоритеты, достичь концентрации весьма ограниченных ресурсов на наиболее перспективных направлениях, избежать мер, приводящих к обратному результату в силу подверженности коррупции самих субъектов борьбы с ней. Кроме того, такая постановка вопроса явилась бы шагом к избавлению от иллюзий и инфляционных ожиданий от карательных подходов в отношении коррупции, что послужило бы стимулом к поиску альтернативных – экономических, социальных, административных и других – мер.

Достигнутый уровень научного освоения этой сферы находит отражение в подходах к понятию коррупции. Следует отметить, что, несмотря на всплеск интереса представителей различных научных дисциплин к теме коррупции в последнее десятилетие, именно понятийно-категориальный аппарат продолжает оставаться предметом острых дискуссий.

В современной научной литературе представлены два основных подхода к определению понятия коррупции. В узком (собственно юридическом) смысле коррупция рассматривается как совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким важным квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

В широком смысле это понятие охватывает негативное социальное явление, поразившее публичный аппарат управления.

В последние десятилетия в международно-правовых документах возобладал еще более широкий подход, который можно рассматривать как универсальный, поскольку он включает не только публичную, но и частную сферу.

Ощутимых успехов в борьбе с коррупцией возможно добиться, совершенствуя традиционные и применяя современные юридические технологии.

Нуждаются в обновлении традиционные технологии, например юридическая техника. В ней должны быть более широко использованы приемы нейролингвистической техники (как в США), усиливающие воздействие юридических текстов на сознание, в том числе на укоренение неприятия моделей коррупционного поведения. Требуется расширение возможностей использования информационных ресурсов (IT-технологий, справочно-информационных правовых баз и т.д.) и углубление межведомственного информационного взаимодействия.

Остается нерешенной проблема соотношения разных видов экспертиз, осуществляемых в рамках традиционных и современных юридических технологий. В частности, речь идет о соотношении общеправовой и антикоррупционной экспертиз, что порождает столкновения ведомственных интересов. Известно, что Министерство юстиции РФ очень многое делает для обеспечения качества текстов нормативных правовых актов и часто сталкивается с проблемами методического характера.

Следует развивать такие новые технологии, как правовая диагностика коррупционных рисков, позволяющая не только выявлять некачественное законодательство и зоны повышенного риска, но и проводить оценку экономических и социальных причин коррупции. Эти технологии уже апробированы не только на общенациональном, но и на региональном уровне. Одна из них была разработана Институтом для Калужской области. В Ульяновской области создана своя методика выявления зон повышенного коррупционного риска в деятельности исполнительных органов государственной власти.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у России появляется шанс миновать криминализации всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН// Бюллетень международных договоров. 2006. №10. С. 7–54.

2. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ // Содружество. 1992. № 1. С. 6; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) (с изменениями от 25 января 2006 г., 6 октября 2007 г.) // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 632; Хартия Шанхайской организации сотрудничества (Санкт-Петербург, 7 июня 2002 г.) (с изменениями от 15 июня 2006 г.) // СЗ РФ. - 23 октября 2006. - № 43. - Ст. 4417.

3. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ от 16 октября 1999 г. № 14-10 «О Модельном законе «О продовольственной безопасности» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. - 2000. - № 23. - С. 155-161.

4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// «Российская газета», № 7, 21.01.2009

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // Российская газета. - № 238-239. - 08.12.1994.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции// Российская газета,26 ноября 2011 г.

8. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»//Собрание законодательства РФ. 2009. № 7.

9. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета. - № 254. - 18.12.2003.

10. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О противодействии коррупции» // Российская газета. - № 266. - 30.12.2008.

11. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 29.12.2012) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013) // Российская газета. - № 27. - 10.02.1996.

12. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. - № 133. - 22.07.2009.

13. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу) // Российская газета. - № 11. - 18.01.2000.

14. Указ Президента РФ от 24.11.2003 №1384 «О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией».(в ред.от 03.02.2007гогда№129) // СЗ РФ. - 24.11.2003. - № 1384.

15. Указ Президента Российской Федерации №361 от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Российская газета. – 1992. – 9 апреля. – № 557. – С. 5-6.

16. Постановление Правительства РФ от 18.02.1998 №216 (ред. от 11.10.2001) «О внесении изменений и дополнений в решения Правительства РФ в соответствии с указом Президента РФ от 8 апреля 1997 г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. - 18.02.1998. - № 305.

Судебная практика

17. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 5. - май. - 2008.

18. Определение Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 № 45-ПРП. О прекращении переписки с гражданкой Катаевой Любовью Павловной по вопросу о нарушении ее конституционных прав положениями пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 1 и статьи 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

19. Постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 26.11.2012 по делу № 4а-823/2012. Орган местного самоуправления при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим в предусмотренных законом случаях обязан в письменной форме сообщить об этом представителю нанимателя государственного служащего по последнему месту его службы. Правонарушение, совершенное в сфере противодействия коррупции, существенно нарушает охраняемые законом интересы государства, в связи с чем имеет повышенную общественную опасность.

Научная и учебная литература

20. Айнетдинова Н.Х. Типичная информация о личности преступника и жертвы // Следователь. - 2012. - № 10. - С. 14.

21. Бахин В.П., Карпов Н.С. Материалы к изучению практики борьбы с преступностью. - Киев, 2012. - 756 с

22. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. - М., 2012. - 276 с.

23. Быстрова Ю.В. Концептуальные основы взаимодействия субъектов в обеспечении экономической безопасности государства // Юридический мир. - 2011. - № 6. - С. 15-16.

24. Вислобоков С.В. Структурные элементы криминалистической характеристики злоупотребления должностными полномочиями // Российский следователь. - 2012. - № 12. - С. 2-4.

25. Гладких Р.Б. Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в системе мер, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Юридический мир. - 2012. - № 10.

26. Гыскэ А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности РФ. – М., 2010. – 365 с.

27. Дернова В. Спасение от коррупции //Российские вести. – 2012.-№ 43. - С. 18.

28. Есаян А.К. Понятие «экономическая безопасность» в законодательстве государств – членов СНГ, ЕврАзЭС и ШОС // Юридический мир. - 2010. - № 7. - С. 67-70.

29. Иншаков С.М. Криминология: учебник. - М.: Юриспруденция, 2010. - 432 с.

30. Клеменчич Г., Стусек Я., Гайка И. Коррупция. Специализированные институты по борьбе с коррупцией: обзор моделей. Организация экономического сотрудничества и развития. Сеть по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии. 2012. - С. 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sartracc.ru/ Pub_inter/ corrmod.pdf.

31. Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России: Науч.-практ. изд. - М.: Приор, 2012. - С. 27 – 28.

32. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин, Ю.П. Соловей и др. - М.: Проспект, 2012. - 552 с.

33. Костылева Г.В. Установление механизма совершенного преступления // Следователь. - 2011. - № 5. - С. 29.

34. Купрещенко Н.П. Экономическая безопасность. - М., 2012. - 471 с.

35. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. Т.В. Аверьяновой и Р.С. Белкина. - М.: Новый Юрист, 2011. - 479 с.

36. Кудашкин В.В. Особенности правового статуса работников государственных корпораций // Журнал российского права. 2011. № 8.

37. Лукашук И.И. Международно-правовые формы борьбы с коррупцией. – М.: Логос, 2011 – 486 с.

38. Малько А.В. Коррупция как основная часть теневой юридической жизни общества: методология исследования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа sartraccc.sgap.ru/Pub/malko(22-12-12).htm

39. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов ГРЕКО (сравнительно-правовое исследование) // Журнал российского права. - 2011. - № 9. - С. 5-7.

40. Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. - 2011. - № 5. - С. 28-32.

41. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. - СПб., 2012. - 258 с.

42. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. - 2011. - № 9. - С. 25.

43. Сичинава И.М. Взяточничество: квалификация и состояние борьбы с ним // Закон и право. - 2012. - №8. - С. 10-11.

44. Сипок Р.П. Особенности развития конституционных основ обеспечения государственной безопасности в сфере экономики посредством уголовного законодательства Российской Федерации // Юридический мир. - 2012. - № 8. - С. 35-37.

45. Степенко В.Е., Чернова О.А. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: сущность, спектр угроз и обусловливающих их возникновение факторов // Юридический мир. 2012. - № 5. - С. 12.

46. Толкачев В.В. Методология исследования коррупционных отношений в контексте современной теории права // Государство и право. - 2011. - № 7. - С. 14-20.

47. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / С.А. Балеев, Л.Л. Кругликов, А.П. Кузнецов и др.; под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. - М.: Статут, 2012. - 943 с.

48. Уголовное законодательство зарубежных государств в борьбе с коррупцией / Под ред. И.С. Власова. - М., 2012. - 582 с.

49. Что такое коррупция и как с ней бороться / под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010. - 32 с.

50. Хабриева Т.Я. Коррупция и право: доктринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. - 2012. - № 6. - С. 5-17

51. Цирин А.М. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Журнал российского права. - 2012. - № 12. - С. 47-52.

52. Широков В.А. Уголовно-правовые проблемы борьбы со взяточничеством//Закон и право. - 2010. - № 9. - С. 16-19.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Особенности поступления на таможенную службу
  2. Трансформация общественных отношений в РОссии в годы революции и гражданской войны 1917 год
  3. Церковные реформы в России 18 века
  4. Проблемы семейного права: практическая реализация прав несовершеннолетних. Ювенальная юстиция
  5. Стратегия развития страховой компании с учетом вступления России в ВТО
  6. Петр 1 - реформатор
  7. Методы развития творческих способностей старшеклассников
  8. Межнациональные конфликты
  9. Оценка инвестиционной привлекательности организации в системе ее финансовых показателей
  10. Актуальные проблемы дошкольных образовательных учреждения условиях перехода на новые стандарты
  11. Невменяемость – уголовно правовой аспект
  12. СМИ в информационном обществе
  13. Неустойка и задаток как способы обеспечения исполнения обязательств
  14. Методы стимулирования положительного поведения и поступков у младших школьников
  15. Проблема боли в психосоматике
  16. Отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики психология по направлению подготовки
  17. Возникновение автократии в России
  18. Послевоенный мир
  19. Исследование особенностей регулирования труда работников транспорта
  20. Становление и развитие местного самоуправления на конкретном примере
  21. Политика советского государства в отношении Русской православной церкви 1920-80 гг. 20 вв
  22. Положение в армии Александра Македонского в Восточный поход
  23. Социально- педагогическая профилактика конфликтов в системе ученик - ученик
  24. Социальная психология
  25. Экологическое воспитание старших дошкольников с помощью игры
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: