Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Типология агрессивности





Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

ГЛАВА 1. Типология агрессивного поведения современных подростков……………………………………………………………………..…..5

1.1. Психологические особенности агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………..…..5

1.2. Причины и характер агрессивности подростков…………………...10

1.3. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста………………………………………………..13

ГЛАВА 2. Коррекция агрессии у подростков……………………………19

2.1 Программа исследования проявления агрессии подростков………..19

2.2. Эмпирическое исследование……………………………………20

2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения…………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….31

Введение

Агрессивное поведение молодежи – одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности среди подростков, наблюдаемый на всем постсоветском пространстве, служит тому подтверждением. Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты – конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Проблеме агрессии посвящен ряд исследований как в отечественной (Левитов Н.Д., 1972; Румянцева Т.Г., 1991; Иванова Л.Ю., 1993; Семенюк Л.М., 1996; Петров В.Г., 1999; Павлова Н.Н., 2001 и др.) и зарубежной литературе (Dollard J.1939; Buss A.,1961; Berkowits Z., 1962; Feshbach S.,1964; Uilson, 1964; Kagan, 1969).

Объект исследования: тип агрессии у подростков

Предмет исследования: особенности типов агрессии и возможность коррекции агрессии у подростков.

Целью исследования является определение уровня типа агрессии у подростков и нахождение методов коррекции этих типов агрессии.

Гипотеза – тип агрессивного поведения подростков связан с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить проблему агрессии в современных исследованиях. Определить сущность агрессии и основные психологические подходы к определению агрессивности;

2. Определить особенности типа агрессивности в подростковом возрасте.

3. Исследование уровня агрессивного поведения у подростков.

4.Определение типов мотивации агрессивного поведения у подростков.

5. Разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения подростков и оценка ее эффективности.

Общеметодологической основой работы послужили культурно-историческая теория Л.С. Выготского и связанная с ней концепция социальной предметной деятельности А.Н.Леонтьева. Теоретической основой работы стали труды целого ряда зарубежных и отечественных исследователей, с одной стороны, по вопросам агрессии и агрессивного поведения, а с другой стороны, по проблемам социальной адаптации личности.

Заключение

Таким образом, мы проанализировали различные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения, а также рассмотрели типологию агрессии, предложенную разными авторами.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

По результатам экспериментально-психологического исследования гипотеза получила подтверждение: действительно тип агрессивного поведения подростков связан с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов

Список литературы

1. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. 1992.- № 1-2.- с. 84-97.

2. Алексеева Е.В., Байтингер О.Е., Долгинова и др. Наш проблемый ребенок.- СПб: Союз.- 1999 .- 144 с.

3. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.

4. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1999.

5. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: Наука. 1995.

6. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. - М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.

7. Байярд Р.Т. и Д. Ваш беспокойный подросток. - М.,1998.

8. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с.

9. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влия­ния воспитания ви семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

10. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. 512с.

11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2004.

12. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.

13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука,1978. с.

14. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб: Из-во " Питер" , 1999. - 352с.

15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

16. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.

17. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. М., 1997. 126с.

18. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. М., 1984. Т.4. с.165-171, 220-242.

19. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.

20. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии. М., 2004.

21. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. //Прикладная психология. 2001. №1. С.60-72.

22. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. №5. С.43-49.

23. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. №1. С.20-27.

24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

25. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.

26. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. –358с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение,1989. 192 с.

28. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. - Мн., 1988. 207 с.

29. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.

30. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н Д: Феникс, 1999. 608с.

31. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-21.

32. Линденфилд Г. Как справиться с гневом. М., 1997. 282с.

33. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") М., 1994. –269с.

34. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

35. Методика изучения причин отклонений в развитии и поведении учащихся - М.: Институт развития личности, 1995.

36. Можгинский Ю. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Спб.: Изд-во "Лань". 1999. 128 с.

37. Насилие, жестокость, агрессия. Криминально - психологическое исследование.: Сборник научных трудов. ВНИИ проблем укрепл. закон и правопорядка - М., 1990. 149 с.

38. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2004.

39. Психология развивающей личности. Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1987. 240 с.

40. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.

41. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.

42. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

43. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

44. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.

45. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 2004.

46. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.

47. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994. 320 с.

48. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.

49. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2004.

50. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Душанбе, 1969.

51. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

52. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция - Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с.

53. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 192с.

54. Ценности социальной группы и кризис общества - М., Институт философии РАН ,1997. 201 с.

55. Ценностно-нормативные ориентации современных старшеклассников - М., 2004. 97 с.

56. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.

57. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Защита общественного интереса в гражданском и арбитражном процессе
  2. Внешняя политика Украины в контексте влияния украинского фактора на взаимоотношения между США и Россией
  3. Влияние социально- психологических отношений на результативность труда
  4. Мораль и этика в политической культуре
  5. Социально- педагогическая профилактика конфликтов в системе ученик - ученик
  6. Правонарушение понятие, состав и виды
  7. Особые завещательные распоряжения
  8. Клинико-лабораторные критерии диагностики бруцеллеза
  9. Создание Web-страниц
  10. Функции финансов организаций (корпораций)
  11. Акционерный капитал – роль бирж, слияния и поглощения, проблемы контроля.
  12. Представления студенческой молодежи о семейно-брачных отношениях поколения 1980-х и 2000-х гг
  13. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
  14. Особенности правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
  15. Гражданское право
  16. Следователь Следственного комитета РФ
  17. УГОЛОВНО ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
  18. Прoкурaтурa в Вooруженных Силaх РФ
  19. Права и обязанности граждан
  20. Основные условия договора морской перевозки грузов
  21. Разработка методического пособия с использованием разработанных схем с использованием счетчиков на ИМС и программа-тест для проверки усвоения изученного материала
  22. Политический идеал Пьер Прудона
  23. Межполушарная асимметрия и психические функции
  24. Современные информационные технологии
  25. Деятельность РФ в урегулировании международных конфликтов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: