Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Типология агрессивности





Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

ГЛАВА 1. Типология агрессивного поведения современных подростков……………………………………………………………………..…..5

1.1. Психологические особенности агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………..…..5

1.2. Причины и характер агрессивности подростков…………………...10

1.3. Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста………………………………………………..13

ГЛАВА 2. Коррекция агрессии у подростков……………………………19

2.1 Программа исследования проявления агрессии подростков………..19

2.2. Эмпирическое исследование……………………………………20

2.3. Профилактика и коррекция агрессивного поведения…………26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….29

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………….31

Введение

Агрессивное поведение молодежи – одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности среди подростков, наблюдаемый на всем постсоветском пространстве, служит тому подтверждением. Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, роль средств массовой коммуникации и т.д. Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты – конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения человека. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.

Проблеме агрессии посвящен ряд исследований как в отечественной (Левитов Н.Д., 1972; Румянцева Т.Г., 1991; Иванова Л.Ю., 1993; Семенюк Л.М., 1996; Петров В.Г., 1999; Павлова Н.Н., 2001 и др.) и зарубежной литературе (Dollard J.1939; Buss A.,1961; Berkowits Z., 1962; Feshbach S.,1964; Uilson, 1964; Kagan, 1969).

Объект исследования: тип агрессии у подростков

Предмет исследования: особенности типов агрессии и возможность коррекции агрессии у подростков.

Целью исследования является определение уровня типа агрессии у подростков и нахождение методов коррекции этих типов агрессии.

Гипотеза – тип агрессивного поведения подростков связан с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить проблему агрессии в современных исследованиях. Определить сущность агрессии и основные психологические подходы к определению агрессивности;

2. Определить особенности типа агрессивности в подростковом возрасте.

3. Исследование уровня агрессивного поведения у подростков.

4.Определение типов мотивации агрессивного поведения у подростков.

5. Разработка и апробация программы коррекции агрессивного поведения подростков и оценка ее эффективности.

Общеметодологической основой работы послужили культурно-историческая теория Л.С. Выготского и связанная с ней концепция социальной предметной деятельности А.Н.Леонтьева. Теоретической основой работы стали труды целого ряда зарубежных и отечественных исследователей, с одной стороны, по вопросам агрессии и агрессивного поведения, а с другой стороны, по проблемам социальной адаптации личности.

Заключение

Таким образом, мы проанализировали различные теоретические подходы к изучению агрессивного поведения, а также рассмотрели типологию агрессии, предложенную разными авторами.

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

Сравнительный анализ проявлений агрессивности показал, что наибольшая физическая агрессия отмечается у подростков в семьях рабочих, а наименьшая – у детей из семей торговых работников. Косвенная агрессия преобладает у подростков из семей руководящих работников и семей подсобных работников. Вербальная агрессия типична для детей служащих среднего звена. Наибольший уровень негативизма проявляется у детей руководящих работников.

По результатам экспериментально-психологического исследования гипотеза получила подтверждение: действительно тип агрессивного поведения подростков связан с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов

Список литературы

1. Александрова А.В. Нравственность, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. 1992.- № 1-2.- с. 84-97.

2. Алексеева Е.В., Байтингер О.Е., Долгинова и др. Наш проблемый ребенок.- СПб: Союз.- 1999 .- 144 с.

3. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.

4. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1999.

5. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. - М.: Наука. 1995.

6. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. - М.: ВНИИ МВД СССР. 1983.

7. Байярд Р.Т. и Д. Ваш беспокойный подросток. - М.,1998.

8. Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999. – 512с.

9. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влия­ния воспитания ви семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

10. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999. 512с.

11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2004.

12. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.

13. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука,1978. с.

14. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - С-Пб: Из-во " Питер" , 1999. - 352с.

15. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

16. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.

17. Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители. М., 1997. 126с.

18. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. М., 1984. Т.4. с.165-171, 220-242.

19. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними: Пер. с нем. СПб., 2000.

20. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии. М., 2004.

21. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. //Прикладная психология. 2001. №1. С.60-72.

22. Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1993. №5. С.43-49.

23. Знаков В.В. Понимание асоциальными подростками ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. 1990. №1. С.20-27.

24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.

25. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998. – 368с.

26. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996. –358с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности - М.: Просвещение,1989. 192 с.

28. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. - Мн., 1988. 207 с.

29. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.

30. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н Д: Феникс, 1999. 608с.

31. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-21.

32. Линденфилд Г. Как справиться с гневом. М., 1997. 282с.

33. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло") М., 1994. –269с.

34. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

35. Методика изучения причин отклонений в развитии и поведении учащихся - М.: Институт развития личности, 1995.

36. Можгинский Ю. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. Спб.: Изд-во "Лань". 1999. 128 с.

37. Насилие, жестокость, агрессия. Криминально - психологическое исследование.: Сборник научных трудов. ВНИИ проблем укрепл. закон и правопорядка - М., 1990. 149 с.

38. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 2004.

39. Психология развивающей личности. Под ред. Петровского А.В. - М.: Педагогика, 1987. 240 с.

40. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999. – 656с.

41. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Под. ред. С.А. Беличевой. Ред. изд. центр Консорциума "Социальное здоровье России" М., 1999.

42. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

43. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

44. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. - №5. – С.3-18.

45. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 2004.

46. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.

47. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М., 1994. 320 с.

48. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. - №5/6. – С.35-40.

49. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2004.

50. Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Душанбе, 1969.

51. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.

52. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция - Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с.

53. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 192с.

54. Ценности социальной группы и кризис общества - М., Институт философии РАН ,1997. 201 с.

55. Ценностно-нормативные ориентации современных старшеклассников - М., 2004. 97 с.

56. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.

57. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Красная книга и ее правовое значение
  2. Прохождение учебной практики в УФССП России по Москве Царицынский ОСП
  3. Классификация и структура цен
  4. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  5. Иван Грозный
  6. Продюсерский проект телевизионной передачи«Совет да любовь!»
  7. Проблемы принятия решений в государственных организациях
  8. Уголовно-правовая характеристика видов соучастников преступления
  9. Исследование системы управления фармацевтическим предприятием
  10. Право постоянного (бессрочного) пользования
  11. Загрязненные сточные воды цеха холодной прокатки
  12. Изобразительная деятельность как средство развития детей раннего возраста
  13. Отчет о прохождении педагогической практики
  14. Риски ООО «ФУД ФЬЮЖН»
  15. Правовое положение органов внутренних дел
  16. Повышение уровня качества обслуживания медицинской техники, а так же минимизация затрат на проведение комплексного технического обслуживания
  17. Профессиональное самоопределение на разных этапах становления
  18. Архитектурное особенности мечетей
  19. Человек в культуре и философии древнего востока
  20. Международное сотрудничество в сфере коммерческого арбитража
  21. Экономический кризис в России
  22. Формы и методы бюджетного планирования
  23. Перевозка кирпича на железнодорожном транспорта
  24. Туристско-краеведческая характеристика Республики Калмыкия
  25. Раскол русской православной церкви.Патриарх Никон.Старообрядчество
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: