Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Терроризм, как угроза национальной, региональной и международной безопасности





Содержание

Введение 3

1. Правовые основы терроризмА как угрозы национальной, региональной и международной безопасности 6

1.1 Основные представления о терроризме как угрозы национальной, региональной и международной безопасности 6

1.2 Терроризм как угроза международной безопасности 18

1.3 Терроризм как угроза национальной и региональной безопасности 30

2. Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в России 34

2.1 Современное состояние борьбы с терроризмом, как угрозы национальной, региональной и международной безопасности 34

2.2 Проблемы координации деятельности правоохранительные органов России в борьбе с терроризмом 50

2.3 Перекрытие каналов финансирования терроризма 62

Заключение 74

Список использованной литературы 78

Введение

Актуальность темы исследования. Прошедший ХХ в. и начавшийся XXI в. дали истории значительное количество различного рода кризисов, вызовов и конфликтов, в связи с этим массовое сознание различных стран все более явно ощущает хрупкость и уязвимость своего бытия.

Соответственно проблема международной, национальной и региональной безопасности вызывает много споров и дискуссий в практической политике государства. Традиционно в практике государств уделялось первостепенное внимание военной безопасности и балансу сил. Такая традиция идет из глубины веков, когда формировалась геополитическая структура мира.

При том что гонка вооружений набирала свои обороты и одна война следовала за другой, возник альтернативный подход к безопасности и даже рассматривается вопрос о демилитаризации международных отношений.

Так, в конце XIX в. Россия выступила с инициативой созыва первой всемирной конференции, где рассматривался вопрос и о разоружении. В ином контексте стала рассматриваться и национальная безопасность. Возникает пацифистское движение.

В теоретическом плане пацифизм включает широкий спектр этических позиций начиная от абсолютного запрета на всякое использование силы против живых существ и заканчивая утилитарным ограничением определенных форм насилия в конкретных случаях.

В современных условиях терроризм представляет серьезную угрозу безопасности не только государству, но и всему мировому сообществу. В борьбе с этим опаснейшим злом должны быть реально задействованы все государственные структуры различных ведомств, органов и подразделений. Трагические события последнего времени в России остро поставили вопрос о выработке новых, более эффективных методов и механизмов противодействия терроризму. Эта задача сегодня является важнейшей для всех органов государственной власти нашей страны, всего нашего общества, каждого человека независимо от его пола, расы, национальной или гражданской принадлежности.

В настоящее время деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ, является одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности.

Степень разработанности темы исследования. Правовые вопросы борьбы с терроризмом в России исследовались многими авторами, в том числе: Г.Алексеевская, Б.Д. Завидов, М.П. Киреев, Ю.Панков,А.Сафонов, А.Тарасов И.Хлебников, Ю.Федотов и др. В тоже время, следует отметить, недостаточную, на наш взгляд, проработанность вопросов правовой борьбы с терроризмом в современных условиях.

Целью исследования изучение терроризма, как угрозы национальной, региональной и международной безопасности

Исходя из цели исследования были выделены ряд задач:

 изучить основные представления о терроризме как угрозы национальной, региональной и международной безопасности;

 определить терроризм как угрозу международной безопасности;

 изучить феномен терроризма как угрозы национальной и региональной безопасности;

 изучить современное состояние борьбы с терроризмом, как угрозы национальной, региональной и международной безопасности;

 показать основные проблемы координации деятельности правоохранительные органов России в борьбе с терроризмом;

 рассмотреть вопрос перекрытия каналов финансирования терроризма, как основного источника террористов.

Объект исследования: терроризм, как угроза национальной, региональной и международной безопасности.

Предмет исследования: правовые проблемы в области терроризма, как угрозы национальной, региональной и международной безопасности

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы исследования: диалектический (как основной способ объективного и всестороннего познания действительности); анализа и синтеза, системно- структурный метод и др. В работе использованы частно-научные методы исследования: юридико-догматический метод, историко-правовой метод, сравнительно-правовой метод и другие.

Теоретическая значимость исследования определяется разработкой теоретико-методологической основы для дальнейшей научной работы по совершенствованию правовой борьбы с терроризмом.

Практическая значимость работы связана с тем, что в ней содержатся конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию методов противодействия терроризму и практики их применения.

Основные положения и выводы могут быть использованы в работе органов государственной власти, местного самоуправления политических партий и общественных организаций по научному обоснованию новых и уже действующих механизмов контртеррористической борьбы.

Структура исследования определялась поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

Россия в полной мере познала, что такое терроризм. Это и Буденновск, Дагестан, Чечня, Дубровка, Беслан и другие. Российский терроризм в будущем может ставить перед собой более решительные цели, включающие дестабилизацию или полное разрушение системы политической власти в России, разрушение федерализма и дробление территории страны на отдельные независимые земли. Уместно предположить, что террористы будут прилагать все больше усилий к обретению ими доступа к оружию массового уничтожения, проникновению с террористическими целями или шантажа на стратегически важные объекты.

С учетом интернационализации многих социальных процессов в мире и превращения терроризма в глобальную мировую проблему, вполне вероятна трансформация России в одно из звеньев цепи международного терроризма.

Разработанная международным сообществом нормативная правовая база содержит в себе принципиальные положения деятельности государств по борьбе с терроризмом, а Глобальная контртеррористическая стратегия ООН закрепляет приоритетные направления противодействия данному явлению. Но несмотря на это, нормативная база требует постоянного мониторинга и совершенствования, так как ситуация в мире и политика многих государств нестабильна, а активность действий террористов растет, поэтому не все государства могут в полном объеме противостоять террористической угрозе.

Терроризм, вероятно, будет характеризоваться дальнейшим резким изменением количественных и качественных сторон. По всей вероятности, наиболее распространенными формами и методами действий террористических организаций будут воздушный терроризм всех разновидностей, в том числе с использованием ракет класса «земля–воздух», ракетный обстрел наземных объектов посредством дистанционно управляемых пусковых установок; отравление продуктов питания, источников воды и лекарственных препаратов; использование методов из арсенала химической и биологической войн; широкое применение мин-ловушек; попытки завладеть радиоактивными веществами, ядерным, химическим, биологическим и другими видами оружия массового уничтожения или их компонентами.

Организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Одни из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом–выявление причин и условий, способствующих его проявлению; получение упреждающей информации о планах террористических организаций по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма, источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. Целям ее реализации служит использование комплекса негласных методов получения информации, основанных в первую очередь на внедрении в террористические организации лиц, оказывающих содействие органам безопасности на негласной основе. Большую роль также играют и технические мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан. Во многом они аналогичны процедуре проведения соответствующих мероприятий в ходе осуществления контрразведывательной деятельности.

Информационная борьба с терроризмом не менее важна, чем проведение контртеррорестических мероприятий или применение уголовных мер. Поэтому важнейшими направлениями совершенствования борьбы с терроризмом должно стать профилактическая работа правоохранительных органов и спецслужб, выработка новых формы и методы информационной борьбы с терроризмом, предотвращение использования сети Интернет в террористических и экстремистских целях. Решение проблем борьбы с терроризмом и его финансированием, использованием сети Интернет в террористических целях видится в дальнейших научных исследованиях совместными усилиями специалистов разных направлений, углублении международного сотрудничества.

В исследовании были проанализированы результаты борьбы с преступлениями террористического характера в России и проблемы реагирования на них в 2012 и 2012 году, делается прогноз и конкретные предложения по снижению уровня террористических угроз. Также, рассматривая положения законов о противодействии терроризму, хотелось бы сказать, что, каким бы правильным и понятным ни был Закон "consultantplus://offline/ref=176E437800BD26F4E9A4C215F8BF9A2226497E5AC16C451742F079DA1EH657F" на бумаге, его реализация–сложная задача, требующая взаимодействия и координации всех сил и средств не только органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, но и всего общества. Для эффективного противодействия терроризму в России также необходимы разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, психологический и другие аспекты.

На современном этапе противодействия терроризму органы государственной безопасности являются частью единой системы министерств и ведомств, в компетенцию которых входит проведение соответствующих мероприятий. Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах РФ.

Было установлено, что только при постоянном совершенствовании нормативно-правовой базы по борьбе с финансированием терроризма в Российской Федерации и повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, активном обмене оперативно значимой информацией, при безусловном сохранении режима секретности возможно существенное улучшение борьбы с террористическими преступлениями и их внешним и внутренним финансированием.

Финансирование террористической деятельности является одной из основных причин существования терроризма. Финансирование террористов активизирует их деятельность, способствует притоку в них новых членов из числа молодежи, способствует коррупционным проявлениям. В исследовании были рассмотрены вопросы борьбы с финансированием террористической деятельности, проанализированы современные террористические угрозы и проблемы их нейтрализации. Обосновываются меры оперативно-розыскного и оперативно-боевого пресечения финансирования терроризма, предлагается модель организации оперативно-боевого предупреждения и пресечения финансирования террористической деятельности, приводится перечень необходимых оперативно-боевых мероприятий.

Список литературы

1. Устав Организации Объединенных Наций // Терроризм: история и современность / Б.И. Кофман, С.Н. Миронов, А.А. Сафаров, Н.Х. Сафиуллин. Казань, 2012. - С. 561-565.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - № 7. - 21.01.2009.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О полиции"/ В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 25, 08.02.2011, "Российская газета", N 28, 10.02.2011, "Парламентская газета", N 7, 11-17.02.2011, "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

4. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"/ В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3534, "Парламентская газета", N 155-156, 25.08.2004, "Российская газета", N 182, 25.08.2004.

5. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О связи" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) / В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 135, 10.07.2003, "Парламентская газета", N 127-128, 12.07.2003, "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.

6. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) "О противодействии терроризму"/ В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Парламентская газета", N 32, 10.03.2006, "Российская газета", N 48, 10.03.2006, "Собрание законодательства РФ", 13.03.2006, N 11, ст. 1146.

7. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.06.2013) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступающими в силу с 31.07.2013)/ В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 151-152, 09.08.2001, "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.

8. Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 02.09.2012) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // Российская газета. - № 34. - 17.02.2006.

9. Указ Президента РФ от 14.06.2012 N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства"/ Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.06.2012, "Собрание законодательства РФ", 18.06.2012, N 25, ст. 3315.

10. Указ Президента РФ от 15.02.2006 № 116 (ред. от 02.09.2012) «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с «Положением о Национальном антитеррористическом комитете») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

Научно-методическая и учебная литература

1. Апарышев И. Борьба с терроризмом: новые меры // ЭЖ-Юрист. - 2012. - № 30. - С. 2.

2. «Аль-Каида» выделила на летние теракты в России 1 млн. долл. // Новый Регион. 2012. 30 мая. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.uralweb.ru/ news/ n376200.html.

3. Борьба с финансированием терроризма. ООН. Окт. 2009: Доклад целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ russian/ terrorism/ tackling_ the_ financing_ of_ terrorism.pdf.

4. Валеева А.С. Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт // Российский следователь. - 2012. - № 14. - С. 31-33.

5. Валеева А.С. Разграничение понятий террор, терроризм, террористический акт // Российский следователь. 2012. № 14. С. 31–33.

6. Гришин А. Нацбезопасность в США хромает на все ноги // Комсомольская правда. - 2010. -№ 105. - 21 июля.

7. Генеральная прокуратура РФ принимает меры, направленные на недопущение бесконтрольного распространения в сети Интернет порнографии с участием несовершеннолетних // Новости. 2009. 17 сен. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.genproc.gov.ru/ news/ news-60821/. 09.06.2012.

8. Гришин А. Нацбезопасность в США хромает на все ноги // Комсомольская правда. - 2010. - № 105. - 21 июля.

9. Дикаев С.У. Террор, терроризм и преступления террористического характера (криминолог. и уголов.-правовое исслед.). - СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009. - С. 29.

10. Двенадцатый Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/ru/conf/crimecongress2010/.

11. Дмитрий Медведев посетил Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил России. 19 января 2012 г., Москва. Верховный главнокомандующий заслушал доклад начальника ГРУ генерал-майора Игоря Сергуна, а также вручил государственные награды ряду сотрудников Главного разведывательного управления. URL: http:// kremlin.ru/news/ 14329#sel=11:1,11:53.

12. Долгова А.И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Пособие. Общая часть. - М., 2012. - С. 6.

13. Долгова А.И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Пособие. Общая часть. - М., 2012. - С. 6.

14. Ильин Е.П. Актуальные проблемы противодействия вовлечению молодежи в террористическую деятельность: научно-практическая конференция «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (12–14 октября 2012 г., Ростов-на-Дону) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: orel-region.ru/ antiterror/ index.php?head= 4&part=8.

15. Из Киргизии в Грозный экстрадирован житель Чечни, подозреваемый в причастности к боевикам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kavkaz-uzel.ru/articles/194579.

16. Каримов Р.Р. К вопросу формирования международно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с терроризмом // Российская юстиция. - 2012. - № 2. - С. 60–63.

17. Куликов В. Тайные апартаменты. Государство намерено предоставлять квартиры ценным свидетелям // Российская газета (федеральный выпуск). 2010. 7 апр. № 5151 (72). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rg.ru.

18. Лобсанова Т.А. Особенности проявления терроризма в условиях трансформирующегося российского общества: Дис. ... канд. филос. наук. - Улан-Удэ, 2007. - С. 24.

19. Мирский Г. Современный терроризм в контексте глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2012. - № 3. - С. 37.

20. Михайлова А. Борьба с терроризмом в современной России // ЭЖ-Юрист. - 2012. -№ 38. -С. 15.

21. Морозов В.М. Международный опыт борьбы с организованной преступностью и терроризмом: Монография / ВЮИ Минюста России. Владимир, 2012. - С. 286.

22. Москва–Махачкала. Экспресс-информация. Национальный антитеррористический комитет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nak.fsb.ru/ nac/ main.htm.

23. Нигматуллин Р.В. Роль конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в становлении международных стандартов по борьбе с преступностью // Юридический мир. 2012. - № 11. - С. 43-49.

24. НАК: убитые на Кавказе боевики хотели создать новостной сайт и издавать ваххабитский журнал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kavkaz-uzel.ru/ articles/ 184073/. 22.04.2012.

25. Осипов Н. Турция перестала быть надежным убежищем для террористов. 26 октября, 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: radiovesti.ru/articles/2012-10-26/fm/16267.

26. Осипов Н. Турция перестала быть надежным убежищем для террористов. URL: http://radiovesti.ru/articles/2012-10-26/fm/16267.

27. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного Резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 17 августа 2012 г. на имя Генерального секретаря. Организация Объединенных Наций S/2012/463. Совет Безопасности. Distr.: General. 1 September 2012; Глобальный обзор осуществления государствами-членами Резолюции 1373 (2001) Совета Безопасности. Пункт 272. URL: http:// translate.google.ru/ translate?hl=ru&langpair=en%7Cru&u=http:// www.aspn.gov.me/ ResourceManager/ FileDownload.aspx%3FrId%3D86893%26rType%3D2.

28. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). - М.: Деловой двор, 2012. - С. 147.

29. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» (постатейный). -М.: Деловой двор, 2012. -464 с.

30. Прокуратура Адыгеи направила в суд уголовное дело по факту финансирования терроризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.livekuban.ru.

31. Паненков А.А. Предложения по оптимизации борьбы с использованием сети Интернет в террористических целях // Правовые вопросы связи. -2012. - № 2. - С. 15–21.

32. Паненков А.А., Осипов В.С. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом. Проблемы экстрадиции и неотвратимости наказания за террористическую деятельность // Военно-юридический журнал. - 2012. - № 7. - С. 13–20.

33. Паламарчук А.В., начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Правовое регулирование правоотношений в сети Интернет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.genproc.gov.ru/ documents/ nauka/ document-72010.

34. Паненков А.А. Координация и взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб России–залог успеха в борьбе с терроризмом и его финансированием // Военно-юридический журнал. - 2012. - № 9. -С. 22–29.

35. Паненков А.А. Проблемы реагирования на преступления террористического характера в России // Военно-юридический журнал. -2012. -№ 4. - С. 19–22.

36. Паненков А.А. Решение некоторых проблем борьбы с терроризмом, установление и перекрытие источников и каналов его финансирования и совершенствование деятельности Росфинмониторинга (по результатам 2 этапов научных исследований в 2010–2012 гг.) // Военно-юридический журнал. - 2012. - № 7. - С. 2–8.

37. Подведены итоги деятельности НЦБ Интерпола при МВД России за первое полугодие 2010 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mvd.ru.

38. Селиверстов С.А. Оперативно-боевая деятельность органов внутренних дел: Монография / Под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Изд. ОИД МВД России, 2012. - 416 с.

39. Селиверстов С.А. Предупреждение и пресечение финансирования терроризма // Российский следователь. - 2012. - № 3. - С. 37–42.

40. Сундиев И.Ю. Террористическое вторжение: криминологические и социально-политические аспекты проблемы: Монография. - М.: ВНИИ МВД РФ, 2012. - 114 с.

41. Требуется порядка пяти лет, чтобы подготовить «интерполовца». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ohrana.ru/usefull/interview/4223.

42. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы: Научно-практическое пособие. - М.: Изд. Шумилов И.И., 2012. - 147 с.

43. Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union, 2000.

44. Treaty on Mutual Legal Assistance in Criminal Matters, 2004.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Раскол русской православной церкви.Патриарх Никон.Старообрядчество
  2. Раздробленность на Руси
  3. Проблемы в области реализации здоровьесберегающего туризма в школе № 29
  4. Традиционные религиозные объединения РФ. Взаимодействие российской армии и флота с традиционными религиозными объединениями: история и современность
  5. Механизм юридического обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  6. Фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование мест происхождения товаров (средства индивидуализации)
  7. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Занятость и безработица.Экономические и социальные издержки безработицы.
  10. Товар в маркетинговой деятельности
  11. Контрольная работа по гражданскому праву
  12. Эмоционально-волевая сфера младших школьников
  13. Анализ деятельности круизной компании «Инфофлот»
  14. Современные процессоры Intel и AMD
  15. Стадия назначения судебного заседания и подготовки дела к судебному разбирательству в военных судах
  16. Взаимоотношение управляющего делами СНК В.Д. Бонч-Бруевича с православными верующими 1917 - 1920 г.г
  17. Современные взаимоотношения России и США в контексте применения "мягкой силы"
  18. Организация контроля в органах государственного (муниципального) управления
  19. Виды информации, которыми оперируют фармацевтические организации и рассмотрение способов обеспечения конфиденциальности, целостности, доступности, подлинности и неотказуемости информации
  20. Национализм
  21. Юридическая культура в общественной жизни
  22. Развитие языка в истории: основные законы и тенденции
  23. Независимость судей в Российской Федерации
  24. Структурные уровни организации материи
  25. Понятие необходимой обороны
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: