Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Развитие образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики





Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава I. Исследование проблемы развития образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики……………………...6

 1. 1 Развитие образного мышления младших школьников на уроках музыки….6

 1.2 Характеристика видов музыкально-ритмических движений……………….12

1.3 Общая характеристика третьеклассника……………………………………..19

Выводы по первой главе…………………………………………………………...20

Глава II Описание методики исследования особенности развития образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики……………………………………………………………………...22

2.1 Обоснование методики исследования……………………………………...…22

2.2 Результаты исследования………………………………………………………25

2.3 Формирующий эксперимент…………………………………………………....28

2. 4 Результаты контрольного эксперимента…………………………………….29

Выводы по второй главе…………………………………………………………...32

Заключение …………………………………………………………………………33

Список используемых источников………………………………………………..35

Приложения…………………………………………………………………………38

Введение

Среди задач, которые обычно рассматриваются в большинстве учебных дисциплин, можно встретить задачи, прямо или косвенно ориентированные на развитие мышления учащихся. Развитие мышления субъектов обучения считается необходимым элементом их умственной зрелости, той качественной характеристикой, которая определяет способность индивида к самостоятельной интеллектуальной деятельности на соответствующих уровнях социокультурных отношений.

Не будет преувеличением считать, что мышление в обучении «привязывается» (в определенном смысле) к предмету учебной дисциплины в зависимости от ее содержания, его структурно-логической организации, методов и средств оперирования единицами знаний. Иначе говоря, есть смысл считать, что учебная дисциплина служит основой, на которой формируется определенный уникальный стиль мышления субъекта, способного к мыслительной деятельности.

Традиционно в психологии образом считался «субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.д.)».

Исходя из сказанного выше, логично предположить, что «образное» мышление личности проходит несколько степеней в развитии, каждая из которых определяется в зависимости от уровня представления и интерпретации той семантической информации, которая определяется содержанием и понятийно-смысловым контекстом избранной «образной» модели. Поскольку в основу ряда моделей могут быть положены различаемые по способу возникновения и формирования образы (конкретные, наглядные, ассоциативные, абстрактные), то есть смысл говорить о различных «видах» образного мышления.

Для общеобразовательной школы образное мышление в разнообразных своих проявлениях служит основой для овладения понятиями, фактами, зависимостями и прочими единицами знаний. Дело в том, что у детей образное мышление опирается на первую сигнальную систему, которая является основой для непосредственной перцепции действительности в форме ощущений и восприятий. Вторая сигнальная система, – обеспечивающая восприятие действительности с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий благодаря языковой деятельности, мышлению и тем мысленным образам, которые содержат семантическую (смысловую) информацию, – у учащихся общеобразовательных школ находится в процессе формирования. Поэтому в их мыслительной деятельности преобладает опора на первую сигнальную систему.

В настоящее время исследованием проблем образного мышления занимаются также Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А.Мелик-Пашаев, Л. Футлик.

Проблема исследования заключается в том, что изучению развития образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики, посвящены мало исследовано.

Объект –образное мышление младших школьников.

Предмет – развитие образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики

Цель курсовой работы – поиск путей развития образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики.

Исходя из цели нами поставлены следующие задачи:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературе по проблеме исследования путей развития образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики.

2. Оценка уровня развития образного мышления младших школьников.

3. Разработка и составление авторизованной программы по развитию образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики.

4. Выявить эффективность использования ритмопластики на уроках музыки для развития образного мышления младших школьников.

Гипотеза – мы предполагаем, что уроки музыки, построенные на системе

ритмопластики способствует развитию образного мышления младших школьников.

Научная новизна исследования – заключается в том, что впервые проводится практическое исследование развития образного мышления младших школьников на уроках музыки средствами ритмопластики.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.

Заключение

Требования современной школы ориентированы на формирование личности, в которой гармонично сочетались бы интеллектуальная, эмоциональная, и потребностно-волевая сферы.

Преобладание в обучении словесно-рассудочных схем усвоения знаний приводит к недостаточному развитию воображения, образного мышления школьников и в итоге к формализму знаний, снижению интереса к учению.

Анализ механизмов становления и функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образом (создавать его, оперировать им) придаёт всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребёнка, который не может отчуждённо относиться к усвояемым знаниям, если они апеллируют к его субъективному (жизненному) опыту, личным наблюдениям, переживаниям, стремлениям.

Развитие образного мышления происходит в процессе собственной творческой деятельности ученика. Задаваемый для усвоения социальный опыт должен трансформироваться в активной деятельности самого ребёнка, опираться на его индивидуальный опыт непосредственного взаимодействия с окружающим миром.

В программах по музыке для младшего школьного возраста предусматривается широкое применение музыкально-ритмических движений во всём их многообразии: танцевальные движения, инсценировка песен, свободное дирижирование, пластическое интонирование, изображение игры на музыкальных инструментах. Предлагаются методики работы над музыкально-ритмическими движениями: учитель учится наравне с детьми, метод моделирования ситуаций. Рассмотрены особенности применения музыкально-ритмических движения в условиях класса на уроках музыки: исполнение сидя на стульях, стоя между рядами и т.д.

Учитель музыки должен учитывать возрастные особенности младших школьников, чтобы грамотно организовать учебную деятельность детей, использовать наиболее эффективные приёмы и методы обучения.

Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых после формирующего эксперимента повысился.

Так, например, о достаточно высоком уровне развития наглядно-образного мышления у обследуемых детей говорят результаты анализа данных по матрицам Равена и методике типы мышления, которые сформированы достаточно высоко, после эксперимента. Учитывая, полученные результаты развития образного мышления учеников 3 класса, можно отметить, что уроки музыки с применением ритмопластики, стимулируют развитию образного мышления школьников, что и потвердело нашу гипотезу.

Список литературы

1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э. Б. Абдулин. - М. : Наука, 1983. - С.17-18.

2. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей: от детского сада к начальной школе / Ю. Б. Алиев. - М. : Наука, 2003. - С.18-33.

3. Беспалов, Б. И. Типы и стили психологического мышления в связи с критериями научности психологических теорий / Б. И. Беспалов. – М. : Олма-Пресс, 2004. – 318 с.

4. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребёнка / Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова. – М. : Академия, 1994. – 472 с.

5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. – М. : Педагогика, 2009. – 223 с.

6. Выготский, Л. С. Мышление и речь : собрание сочинений : в 6 т. Т.2 / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 2002. – 545 с.

7. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 335 с.

8. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д. Б. Кабалевский // Программа средней общеобразовательной школы: Музыка. 1 – 3 классы. - М., 1990. - С.28.

9. Махмутов, М. И. Организация проблемного обучения в школе [текст]: книга для учителей / М. И. Махмутов. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

10. Наглядно-образное мышление // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наглядно-образное_мышление.

11. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

12. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. / Р. С. Немов. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.

13. Непомнящая, Н. И. Психодиагностика личности : теория и практика : учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. – М. : Владос, 2003. – 188 с.

14. Образ (психология) // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образ_(психология).

15. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шаталина. – М.: Просвещение, 1973. – 352 с.

16. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1969. – С. 55–232.

17. Психологическая энциклопедия. – 2000-2008 // Мир словарей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mirslovarei.com/psi_A/.

18. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова [и др.]; Нач.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.

19. Психология: Словарь / под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

20. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии / C. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2008. – 281 с.

21. Сергунина, С. В. Особенности социального мышления старшеклассников : дис. ... канд. психол. наук / С. В. Сергунина. – М., 2001. – 172 c.

22. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. – М. : Академия, 2006. – 317 с.

23. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2003. – 544 с.

24. Твердохлебов, Г. А. Физиология мышления // ФИЛОСОФИЯ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ (Кто виноват и что делать) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tverd4.narod.ru/st02.htm.

25. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Наука, 2004. – 372 с.

26. Френкин, Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Френкин. – СПб. : Питер, 2003. – 650 с.

27. Хрестоматия по возрастной психологии. – М. : Просвещение, 2008. – 794 с.

28. Шевандрин, Е. А. психодиагностика, коррекция и развития личности : учеб. пособие / Н. И. Шевандрин. – М. : Педагогика, 1999. – 152 с.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Система управления персоналом в антикризисном управлении роль, задачи, функции
  2. Право постоянного (бессрочного) пользования
  3. Экономические преобразования Александра 2
  4. Приватизация
  5. Обеспечение соблюдения прав человека при проведении таможенного контроля в отношении физических лиц
  6. Тактика, политика, процедуры, правила
  7. Необходимая оборона – институт уголовного права
  8. Новгородская феодальная республика государственно правовой анализ
  9. Сравнительные особенности больших социальных и малых групп
  10. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ТРУДА И ОТДЫХА НА ПРЕДПРИЯТИИ, УЧАСТКЕ, РАБОЧЕМ МЕСТЕ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Минотель»(ГОСТИНИЦА «Беларусь»)
  11. Конституционные принципы основных прав и свобод человека и гражданина в России
  12. Гендерная идентичность в СМИ
  13. Сопоставление колоколен романских церквей Франции, Германии, Италии
  14. Конституционно-правовые основы разграничения здравоохранение
  15. Проблемы принятия решений в государственных организациях
  16. Административный надзор в системе государственного-правового регулирования
  17. Обряды рождения и крещения ребенка
  18. Прохождения производственной практики в абонентском отделе организации ИП Дитятьева С.Ю. в качестве программиста
  19. Психологические аспекты переговорного процесса
  20. Устойчивость объектов
  21. Организация работы с тревожными детьми
  22. Понятие о Евангелии
  23. Формы соучастия и ответственность соучастников приступлений
  24. Проблема трансформации личности (аномия, девиантность)
  25. Экономическая мысль средневековья
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: