Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Становление и развитие органов государственной безопасности





Содержание

Введение 3

Глава1. Становление и формирование отечественных органов безопасности. 5

1.1 Предпосылки становления и развития органов безопасности в России: исторический анализ 5

1.2 Нормативно-правовое регулирование деятельности органов безопасности в советской России 14

1.3 Кадровая политика в органах безопасности в советский период 23

Глава 2. Система органов безопасности, полномочия и компетенция деятельности 27

2.1Структура и полномочия органов государственной безопасности 27

2.2 Организация безопасности в сфере пограничной деятельности в советский период 37

Заключение 49

Список использованных источников и литературы 53

Приложения 59

Введение

Актуальность исследования. Насколько актуальна сегодня проблема органов государственной безопасности? Очень актуальна, потому что мы живем в мире беспощадной борьбы за ресурсы и за территории. Террористы не прекращают войну против России. Каждый период истории характерен новыми вызовами человечеству. Рубеж ХХ - XXI веков стал олицетворением очередного всплеска террористической агрессии. Если в начале прошлого века террористы осуществляли свои преступления под лозунгами социальной революции, то подавляющее большинство современных террористов являются религиозными экстремистами. Совершаемые ими тяжкие преступления против человечества под циничным прикрытием норм Ислама уже не оставляют равнодушными никого, где бы они не совершались, потому что жертвами религиозных фанатиков стали люди всех стран мира.

В философском смысле общественная безопасность вбирает в себя два начала: безопасность как надежность существования и устойчивость развития любых объектов социальной природы и общество, представляющее собой совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Этот подход обусловил вывод о том, что общественная безопасность представляет собой состояние общественных отношений, предупреждающее угрозу причинения вреда и обеспечивающее тем самым их нормальное функционирование. Общественная безопасность есть безопасность не только здоровья отдельного члена общества или коллектива (группы), это и безопасность их имущества, чести, достоинства, нравственности. Это - безопасность всех основных компонентов отдельной личности или коллектива, которые представляют собой некую совокупную ценность, охраняемую моральными и правовыми нормами.

Научная разработанность. Исследованием данного вопроса занимались следующие ученые: Зевелев А.И., Курлат Ф.Л., Казицкий А.С., Коренев А.П., Коровин В.В., Попов А.Ю. Старинов И.Г. и др.

Предмет исследования: нормы права направленные на правовое регулирование процесса формирования и функционирования органов государственной безопасности в советский период.

Объект исследования: правовые отношения субъектом которых являются органы государственной безопасности советского периода.

Цель исследования: характеристика органов государственной безопасности в советский период.

Задачи исследования. Во-первых, рассмотреть предпосылки становления и развития органов безопасности в России: исторический анализ; во-вторых, охарактеризовать нормативно-правовое регулирование деятельности органов безопасности в советской России, кадровую политику в органах безопасности в советский период; структуру и полномочия органов государственной безопасности 1921-1941 гг.; в-третьих организацию безопасности в сфере пограничной деятельности в советский период. В-четвертых, рассмотреть структуру и полномочия органов государственной безопасности. В-пятых, проанализировать процесс организации безопасности в сфере пограничной деятельности в советский период.

Практическая значимость ВКР заключается в том, что собранный и обобщенный в ней материал может представлять известный интерес для работников Федеральной службы безопасности РФ, Минюста РФ, МВД РФ. Исторический опыт необходим для переосмысления приоритетов в деятельности правоохранительных органов.

Методы исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение, систематизация и др.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Заключение

Для истории России, дореволюционной, советской, постсоветской, характерно, что органы государственной безопасности всегда находились в подчинении у верховной власти.

Нет ни одного исторического факта, который бы свидетельствовал о попытке органов госбезопасности совершить переворот и захватить власть.

Нельзя возлагать ответственность за нарушения законности и репрессии на органы госбезопасности. Закон перечеркивался, и репрессии проводились по заданиям сверху. Первой жертвой репрессий были органы госбезопасности.

Для российской науки проблема национальной безопасности была представлена в 2002 г. в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу как "поддержание необходимого уровня обороны и безопасности личности, общества и государства". В 1996 г. в первом Послании Президента России национальная безопасность определена как "состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства". В Концепции национальной безопасности Российской Федерации <34> она определена как "безопасность... многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".

Следует отметить, что в мире термин "национальная безопасность" впервые был употреблен в качестве синонима "обороны" в 1904 г. в Послании Президента США Т. Рузвельта Конгрессу, в котором был обоснован захват зоны Панамского канала интересами национальной безопасности. В 1947 г. в США был принят Закон "О национальной безопасности", который определил национальную безопасность как интеграцию вопросов внутренней, внешней и военной политики в интересах взвешенного подхода к проблемам использования США различных средств - военных и невоенных - в своей внешней политике. Дальнейшее развитие концепции национальной безопасности связано с именем основоположника школы политического реализма Г. Моргентау, ключевым понятием теоретических основ которой является главный принцип государства удержать, умножить силу и влияние, т.е. в американской традиции национальная безопасность рассматривается как синоним оборонной политики.

В 20-30-е гг. высокие образцы выполнения воинского долга показали пограничники А.М. Бабушкин, Н.Ф. Карацупа, А.И. Коробицын, В.С. Котельников, И.П. Латыш, Т.П. Люкшин, И.Г. Поскребко, П.Д. Сайкин, Г.И. Самохвалов, П.Е. Щетинкин, Д.Д. Ярошевский и др. Для увековечения памяти погибших героев-пограничников их именами названы многие пограничные заставы и корабли. Свыше 3 тыс. пограничников награждены орденами и медалями, 18 удостоены звания Героя Советского Союза. Первыми его получили участники боев у оз. Хасан (1938 г.) Г.А. Батаршин, В.М. Виневитин, А.Е. Махалин, П.Ф. Терешкин, И.Д. Чернопятко.

В 30-40-е гг. были приняты меры по дальнейшему укреплению охраны государственной границы СССР и повышению боеспособности пограничных войск. В 1923 г. началось формирование морских и речных флотилий пограничных кораблей. В 1932 г. в состав пограничных войск включены авиационные подразделения. Войска получали новые образцы стрелкового оружия, автомобильной техники. Усиленно велось инженерно-техническое оборудование границы. Были созданы военные пограничные училища для подготовки командных, политических, и др. специальных кадров. С июля 1934 г. руководство пограничными войсками осуществляло Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД СССР, с середины 1937 г. – Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД СССР, с февраля 1939 г. – Главное управление пограничных войск НКВД СССР.

Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. охрану государственной границы СССР обеспечивали 18 пограничных округов, включавших 85 пограничных отрядов и 18 отдельных комендатур – всего около 168,2 тыс. человек. 22 июня 1941 г. пограничные войска вместе с частями прикрытия Красной Армии первыми приняли на себя удар немецко-фашистских войск. Примерами самоотверженного выполнения воинского долга пограничниками стали: оборона Брестской крепости, среди защитников которой сражалось около 500 пограничников Брестского пограничного отряда; 11-дневная оборона 13-й пограничной заставы Владимир–Волынского пограничного отряда во главе с начальником заставы лейтенантом А.В. Лопатиным; бои объединенной группы под командованием начальника пограничной заставы Кипранмякского пограничного отряда Карело-Финского пограничного округа старшего лейтенанта Н.Ф. Кайманова, оборонявшей участки государственной границы в течение 19 суток, и действия многих др. пограничных подразделений.

В сухопутные войска Красной Армии из Грузинского, Армянского, Азербайджанского, Казахстанского, Средне-Азиатского и Туркменского пограничного округов были переданы 7,5 тыс. человек для укомплектования вновь формируемых 15 стрелковых дивизий; в ВВС – 4 авиаэскадрильи и 1 авиазвено; в ВМФ – 8 отрядов пограничных судов, 3 дивизиона катеров, учебной части. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. на пограничные войска и части внутренних войск НКВД была возложена охрана тыла действующей Красной Армии. Для выполнения этой задачи пограничными войсками было выделено 48 пограничных отрядов, 2 отдельных резервных батальона, 23 отдельные части специальной службы. Всего за время войны из состава пограничных войск было передано в действующую армию свыше половины командных кадров, большинство пограничников приняло непосредственное участие в боевых действиях.

Генерал армии И.И. Масленников и генерал-майор К.И. Ракутин командовали общевойсковыми объединениями. Многие из пограничников вели борьбу с противником, находясь на оккупированной территории в партизанских отрядах и подпольных организациях. Широкую известность получили партизанские отряды и соединения, которыми командовали офицеры-пограничники К.Д. Карицкий, М.И. Наумов, Н.А. Прокопюк, М.С. Прудников, удостоенные звания Героя Советского Союза.

В декабре 1991 г., после реорганизации КГБ СССР, Главное управление пограничных войск было упразднено и образован Комитет по охране Государственной границы СССР с Объединенным командованием пограничными войсками, руководство которыми было возложено на должность председателя Комитета – главнокомандующего пограничными войсками СССР. 8 декабря 1991 г. президентами Российской Федерации, Белоруссии и Украины в Минске объявлено о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств. В результате распада Союза ССР в течение 1991-1993 гг. было утрачено до 40 процентов сухопутных, морских, авиационных сил и средств с инженерно-техническими сооружениями и оборудованием, жилищным и казарменным фондом в местах их дислокации, в том числе все пункты пропуска на путях международного сообщения западного направления. В этой связи значительная часть государственной границы Российской Федерации осталась неприкрытой в войсковом отношении.

Таким образом, современный этап характеризуется становлением новой концепции национальной безопасности России - безопасности личности, общества и государства. Как сказал В.В. Путин, "сейчас речь идет о новой философии безопасности. Она строится не на бряцании оружием, а на четком осознании того факта, что крепкий оборонный щит может выковать только экономически развитое государство".

Список литературы

1. Декрет «Об отмене смертной казни» // СУ РСФСР. 1917. № 1.

2. Декрете СНК «О восьмичасовом рабочем дне» // СУ РСФСР. 1917. №1.

3. Инструкция НКЮ «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» // СУ РСФСР. 1917. № 12.

4. Конституция РСФСР 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51.

5. Обращение СНК «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым Центральной радой» // СУ РСФСР. №4.

6. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

7. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

8. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

9. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

10. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

11. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

12. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

13. Федеральный Закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

14. Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

15. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

16. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

17. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

18. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 «О милиции» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

19. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

20. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

21. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне» // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

22. Положение о Федеральной службе охраны Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1996 г. // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

23. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 954// Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

24. Положение о ФСБ Российской Федерации: Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

25. О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

26. Административное право (вопросы административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел) / Под ред. Л.Л. Попова. М., 1983. С. 80; Здир А.Я. По поводу прочитанного // Советское государство и право. 1967. N 20. С. 136 - 137.

27. Бахрах Д.Н., Соловей Ю.П., Чемакин И.М. и др. Административное право России. Особенная часть. Екатеринбург, 1997. С. 8.

28. Боярский В.И. Партизаны и армия. История упущенных возможностей. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. С. 3.

29. Вестник Конституционного Суда РФ. 1993. N 1.

30. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

31. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года

32. Городинец Ф.М. Некоторые вопросы профессиональной подготовки кадров милиции в 30-е годы // Правовое государство и деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Сб. трудов адъюнктов и соискателей. Вып. 2. СПб., 1993. С. 172.

33. Доктрина информационной безопасности России: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

34. Зевелев А.И., Курлат Ф.Л., Казицкий А.С. Указ. соч. С. 4.

35. Известия. 1996. 29 февраля.

36. История государства и права СССР. Часть II / Под ред. Г.С. Калинина и Г.В. Швекова. М., 1981. С. 231.

37. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

38. Коренев А.П. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 1996. С. 32.

39. Коровин В.В. Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны. М.: Русь, 1998. С. 138.

40. О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 г. // Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

41. О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов государственной охраны: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 1996 г. № 1013// Правовая информационная система «Гарант» по состоянию на 20 апреля 2006 года.

42. Органы государственной безопасности в Великой Отечественной войне... Т. 2. Кн. 1. С. 518.

43. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне: Сб. документов. Т. 2. Кн. 2. М.: Русь, 2000. С. 163.

44. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 201.

45. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1996. С. 203.

46. ОСНАЗ. От бригады особого назначения к "Вымпелу". 1941 - 1981 гг. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. С. 15.

47. Попов А.Ю. Подготовка СССР к партизанской борьбе накануне Великий Отечественной войны // Лубянка. Отечественные службы вчера, сегодня, завтра. М., 2004. N 1. С. 32 - 45.

48. Постановление ВЦИК «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти» // СУ РСФСР. 1918. № 14.

49. Постановление Народного Комиссариата Юстиции «О революционном трибунале печати» // СУ РСФСР. 1917. № 10.

50. Российская газета. 1998. 4 августа.

51. Российская газета. 2001. 14 ноября.

52. Сборник законов СССР 1938 - 1975. М., 1975. С. 22.

53. Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР (СЗ СССР). 1932. N 84. Ст. 518.

54. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1952. С. 15.

55. Старинов И.Г. Мины замедленного действия. М.: Вымпел, 1999. С. 123.

56. Степашин С.В., Шульц В.Л. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации. СПб., 1994. С. 10.

57. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации 1994 - 1996. Нормативные акты, практика, комментарии. М., 1997. С. 188 - 191.

58. Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М.: Гея, 1996. С. 149.

59. Тихий В.П. Уголовно-правовая охрана общественной безопасности. Харьков, 1951. С. 23.

60. Туманов Г.А., Фризко В.И. Общественная безопасность и ее обеспечение в экстремальных условиях // Советское государство и право. 1989. N 8. С. 21.

61. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. М., 2009. С. 156.

62. Шульгин В.В. Письма к русским эмигрантам. М., 1961. С. 9.

63. Юридический словарь / Гл. ред. П.И. Кудрявцев. 2-е изд. Т. 2. М., 1956. С.50.

64. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1984. С. 204.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Коррупция как вид преступности
  2. Древний Египет
  3. Управленческая деятельность
  4. ответ на семинар. Политические институты государственного управления в РФ. Судебная власть в России структура и роль в системе политических институтов
  5. Анализ образовательных ресурсов по теме «Компьютер»
  6. Правовое регулирование торговли антиквариатом
  7. Цикл Менины Веласкеса в творчестве Пабло Пикассо
  8. Цивільна авіація крізь призму долі авіаторів та авіаконструкторів К. Калініна, І. Немона, В.Таірова
  9. Использование вспомогательных жестов при обучении дошкольников и младших школьников письменной речи
  10. Эстетическое воспитание по математике в начальной школе
  11. Э экологический туризм в России
  12. ВЫСЕЛЕНИЕ ИЗ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ДРУГОГО ЖИЛИЩА
  13. Медиаполитика власти стратегия формирования
  14. Формирование творческих способностей учащихся начальной школы средствами русского музыкального искусства
  15. Роль и задачи региональных администраций в организации и проведении выборов (на примере республики карелия)
  16. Правовые основания административной ответственности за экологические правонарушения
  17. Правительство РФ. Функции, полномочия и ответственность
  18. Органы государственной безопасности
  19. Разработка и внедрение системы автоматизированного контроля серверного оборудования сети в компании ООО «Новое Течение»
  20. Монархия как форма государства
  21. Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
  22. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  23. Договор страхования понятие, особенности, классификация
  24. Прокурорский надзор, уголовное преследование и другие функции прокурора в судебных стадиях уголовного процесса
  25. Межполушарная асимметрия и психические функции
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: