Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ САМООЦЕНКИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТОВ





Содержание

Введение 3

1. Теоретический анализ исследования проблем изучения особенностей ценностных ориентации личности 5

1.1 Теории изучения особенностей ценностных ориентации личности 5

1.2 Психологические особенности ценностных ориентации личности 9

1.3 Сущность и понятие самооценки 16

Выводы по 1 главе 43

2. Исследование индивидуальных особенностей ценностных ориентации личности 45

2.1 Методы и организация исследования 45

2.2 Обработка, анализ интерпретации полученных результатов 49

2.3 Практические рекомендации 56

Вывод по 2 главе 58

Заключение 59

Список литературы 61

Приложения 66

Введение

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В. Г. Алексеев [2]., Б. С.Волков [16]., И. С.Кон [28]. и др., самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые, Б. Г. Ананьев [3]., Т. М. Андреева [4]., Л. И. Божович [10]., Б. С.Братусь [13]., Л. С.Выготский [18]., А. Ф. Лазурский [30]., А. Н. Леонтьев [31]., Б. Ф. Ломов [32]. Рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности подростка - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспекте, определили выбор темы настоящего исследования «Сравнительный анализ самооценки и ценностных ориентаций детей младшего подросткогвого возраста».

Объект исследования: личность младших подростков подростков.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что чем выше развитие ценностных ориентаций, тем выше самооценка личности.

Предмет исследования: процесс зависимости самооценки и ценностных ориентаций детей младшего подросткогвого возраста.

Цель исследования: изучение особенностей самооценки и ценностных ориентаций детей младшего подросткогвого возраста.

Задачи исследования.

- рассмотреть теории изучения особенностей ценностных ориентации личности;

- показать психологические особенности ценностных ориентации личности;

- определить сущность и понятие самооценки;

- охаарактеризовать методы и организацию исследования;

- проанализировать полученные результаты;

- дать практические рекомендации.

В процессе работы был использован комплекс методов исследования:

1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2) использование методики Ш. Шварца для изучения ценностей личности;

3) использование методики «Ценностные ориентации» М. Рокича;

4) подведение итогов исследования ценностных ориентации личности.

Опытно-экспериментальная база исследования: _____________________________________________________________________. Всего в исследовании приняло участие 30 младших подростков. В исследовании приняли участие ученики 8-го класса.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список используемых источников и приложения.

Заключение

В психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации. Это, впрочем, не означает сведения всей проблематики ценностей только к ее психологическому аспекту.

Социальная природа ценностей очевидна, и поэтому в контексте социального познания ценности справедливо рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» этого процесса.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С.Шварц. Ими предложена теория универсального содержания и структуры ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т. е. категории, при помощи которых подросток обозначает те или иные явления мира.

Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход подростка к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.

Наиболее значимыми ценностями для подростков являются здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие верных и хороших друзей, жизнерадостность, честность, рационализм (умение принимать обдуманные решения), чуткость, выбор этих ценностей связанны с возрастными особенностями подросткового возраста, к мало значимым ценностям они отнесли активность, деятельная жизнь, красота природы и искусства, материально обеспеченная жизнь, спокойствие в стране, мир, познание, интеллектуальное развитие, независимость суждений и оценок, уверенность в себе, жизненная мудрость, любовь, общественное признание, равенство (в возможностях) и совсем незначимыми ценности для подростов являются, свобода поступков и действий, творческая деятельность, получение удовольствий, аккуратность, непримиримость к своим и чужим недостаткам, ответственность, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к мнению других, воспитанность, исполнительность, трудолюбие, высокие запросы, независимость, образованность, твердая воля, широта взглядов.

Список литературы

1. Аванесов, B. C.Тесты в социологическом исследовании / B. C.Аванесов. - М. : Наука, 2002. - 199 с.

2. Алексеев, В. Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования / В. Г. Алексеев. - 1997. - № 3. –С.67 – 72.

3. Ананьев, Б. Г. Психология индивидуальных различий: хрестоматия по психологии // под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : Наука, 1999. - 378 с.

4. Антилогова, Л. Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности : автореф. дисс.... д-ра психол. наук : - 19.00.01 / Л. Н. Антилогова. - Новосибирск, 1999. - 20 с.

5. Архангельский, Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. – М. : Академия, 2004. – 432 с.

6. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. – М. : Институт практической психологии, 1995. – 324 с.

7. Бойко, В. И. Ценности меняющегося мира (методология исследования) / В. И. Бойко // Гуманитарные науки в Сибири. - 2001. - № 2. – С.3 - 10.

8. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно- ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. – С.26 - 29.

9. Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. - М. : Знание, 1996. - С.46 - 47.

10. Власюк, И. В. Семья как социокультурная ценность (теория и практика взаимодействия семьи и школы): монография / И. В. Власюк. – Оренбург : Пресса, 2006. - 200 с.

11. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С.Волков. – М. : Наука, 2002. – 251 с.

12. Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов – М.: Гардарики, 2005. – 512 с.

13. Волынская, Л. Б. Нерешенные психологические задачи детства в определении ценностно-смысловой структуры личности в дальнейшем / Л. Б. Волынская // Мир психологии. - 2004. - № 1. - С.114 - 119.

14. Гаврилюк, В. В. Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Социологические исследования - 2002. - № 1. – С.96 - 105.

15. Гамезо, М. В. Возрастная психология. Личность от молодости до старости / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Г. Г. Горелова, Л. М. Орлова. – М.: Пед. общ-во России, 2001. – 272 с.

16. Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.: Сфера, 1999. - 256 с.

17. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.

18. Гребенюк, О. С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2000. – 572 с.

19. Данников Н.И. Бессонница, депрессия, невроз. М.: Рипол Классик, 2007.

20. Ермолаева, М. В. Психология развития / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2006. – 310 с.

21. Жуков, Ю. М. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю. М. Жукова и др. – М. : Академия, 1999. – 325 с.

22. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. - М. : Просвещение, 1996. – 166 с.

23. Зубова, Л. В. Психологические особенности ценностных ориентации подростков с различной направленностью личности / Л. В. Зубова. - Монография. – Оренбург : Изд-во ООИПКРО, 2002. – 175 с.

24. Иващенко, А. В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодежью в современных условиях / А. В. Иващенко, Н. В. Фролова. - М. : Институт молодежи, 1996. – 158 с.

25. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, - 2006 - 464 с.

26. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. – М.: Просвещение, 1980. – 260 с.

27. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 783 с.

28. Исследование тревожности (Ч. Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин) // Диагностика эмоционально-нравственного развития: Сборник / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: Речь, 2002. – 174 с.

29. Каплан Г.И., Седок Б.Дж. Клиническая психиатрия. - под ред. Дмитриева. - М.: Медицина, 1999.-421с.

30. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. – СПб. : Речь, 2004. – 72 с.

31. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11-ое изд.: Питер, 2004.- 345с.

32. Кертисс А. Выход из депрессии. Москва: Столица-Принт, 2008. – 384 с.

33. Ковпак Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта. СПб.: Наука и техника, 2007. – 240 с.

34. Ковпак Д.В., Третьяк Л.Л. Депрессия диагностика и методы лечения. Техника релаксации на DVD. – СПб: Наука и техника, 2009. – 320 с.

35. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. 4-е издание. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 640 с.

36. Кон, И. С.Социология личности / И. С.Кон. - М. : Просвещение, 1997. – 312 с.

37. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. М.: Энидентис, 2010.

38. Корнетов Н.А., Сорокина А.В. Коморбидность тревожных и депрессивных расстройств // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9

39. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

40. Крылов, А. А. «Образ Я» как фактор развития личности : автореф. дисс.... канд. психол. наук : 19.00.07 / А. Н. Крылов. - М., 1984. – 21 с.

41. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. – М.: Знание, 1973. – 210 с.

42. Леонтьев, А. Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. – С.15 - 26.

43. Лоуэн А. Депрессия и тело. – М.: Психотерапия, 2010. – 312 с.

44. Лук, А. Н. Эмоции и личность / А. Н. Лук. – М.: Знание, 1982. – 175 с.

45. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.

46. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / B. C.Мухина. - М. : «Академия», 1999. – 261 с.

47. Немов, Р. С. Психология. Кн. 2. / Р. С. Немов. – М. : Владос, 1998. – 273 с.

48. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 464 с.

49. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология. - Спб.: Питер, 1998.-367с.

50. Петровский, В. А. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 1992. – 346 с.

51. Полев, А. Мир состоит из холостяков / А. Полев // Психологическая газета. – 2005. - № 4. – С. 12-15.

52. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб: Речь, 2001. – 688 с.

53. Рейковский, Януш. Исследования выражения эмоций / Я. Рейковский // Психология мотивации и эмоций: Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002. – 751 с.

54. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

55. Семенюк, Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии / Л. М. Семенюк. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с.

56. Словарь психолога-практика /состав. С.Ю. Головин.- Мн.: Харвест, 2005. – 976 с.

57. Солодникова, И. В. Самореализация личности в зрелом возрасте: автореф. дисс. ... доктора социол. наук / И. В. Солодовникова. – М., 2007. – 110 с.

58. Солодовникова, И. В. Взгляды на возраст человека в различные исторические эпохи / И. В. Солодовникова // Журнал практического психолога. – 2005. - № 6. – С.39-52.

59. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.: «Когито-Центр», 2005. – 376с.

60. Табеева Г. Р. Соматические проявления депрессии // Соnsilium-mеdiсum. -2008.- № 1.

61. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, Флинта, 1999. – 320 с.

62. Фельдштейн, Д. И. Психология личностного развития подростка / Д. И. Фельдштейн // Советская педагогика. - 1991. - № 4. - С.31 - 40.

63. Чабан О. С., Хаустова Е. А. Терапия депрессивных и тревожно-депрессивных расстройств легкой и умеренной степени // Здоровье -. 2006.- № 3.

64. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Прогресс, 1996. – 295 с.; Солодовникова, И. В. Э. Эриксон: концепция жизненного пути человека // Молодежь и современный мир. – М.: Институт Молодежи, 1991. – С.184-191.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Индивидуальный подход при обучении решению текстовых задач в малокомплектной школе
  2. Белковый баланс организма
  3. Система конституционного права в странах романо-германской
  4. Маркетинговое планирование на примере гостиницы «Ривьера»
  5. Транспортный налог в России
  6. Роль совместной деятельности в развитии общения дошкольников с ОНР
  7. Буква "Ё"
  8. Миссия и цель организации
  9. Формирование связной речи у детей 6 - 7 лет с ОНР III уровня на логопедических занятиях
  10. Роль лидера и групповая работа на предприятии
  11. Приговор как итоговое решение по уголовному делу
  12. Международное сотрудничество при расследовании преступлений в сфере нарушения авторских прав
  13. Введение в профессию следователь
  14. Действие членов дежурной СОГ.Проблемы возникающие в ходе работы дежурной СОГ и пути их решения
  15. Развитие форм правления в истории России
  16. Правовой статус государственных гражданских служащих Российской Федерации и США
  17. Внедрение системы электронного документооборота
  18. Регулирующие воздействия государственного сектора
  19. Технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
  20. Разработка природоохранных мероприятий для исследуемого объекта, попадающего в водоохранную зону реки Дудергофка и озера Безымянное
  21. Значение теории государства и права
  22. Огюст Конт и Герберт Спенсер - основоположники социологии
  23. Демографические модели социальных систем
  24. Реализация уголовного преследования органами дознания на досудебных стадиях уголовного судопроизводства
  25. Основополагающие методы создания интерфейсов
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: