Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Специфика создания культурно-досуговых программ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы организации культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования 7

1.1Особенности, виды и типы культурно-досуговых программ 7

1.2 Особенности учреждений дополнительного образования. Виды и типы программ дополнительного образования 26

Глава 2. Технологические особенности проведения культурно-досуговых программ на примере ГБОУ ЦДТ « Свиблово» 37

2.1 Технологические подходы к организации культурно-досуговых программ в рамках программы ГБОУ ЦДТ «Свиблово» 37

2.2 Анализ деятельности ГБОУ ЦДТ « Свиблово» по проведению культурно-досуговых программ 69

Заключение 94

Список использованной литературы 97

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время наше общество переживает бурные изменения в социокультурной ситуации. Эти изменения повлекли за собой целый ряд негативных процессов, таких как утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность учреждений дополнительного образования.

Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры. В современном педагогическом образовании возрастает роль дополнительного образования. Это особый вид образования, ставший частью общего образования, под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться профессионально.

В практике система дополнительного образования сформировалась как система педагогически организуемой разнообразной культурно-досуговой деятельности детей в свободное от основной учебы время. Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации даёт каждому ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности, уверенности в собственных силах.

Что же обычно понимается под культурно-досуговой деятельностью учреждений дополнительного образования детей? Как правило, этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода культурно-досуговых программ ( праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т.п.).

Культурно-досуговые программы с каждым днём становятся всё востребованней, совершенно разные по своему характеру, способу преподнесения и целям. Они создают особую воспитательную среду для обучающихся, атмосферу доверия, обеспечивают максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и с педагогами, ведут к творческому раскрепощению, развивают способности стимулирующие творчество и инициативу, удовлетворяются потребности в общении.

Сегодня для культурного досуга , сфера культурно-досуговой деятельности должна предоставлять личности иные возможности. Сегодня у досуговой сферы есть основное отличие – это высокий уровень культурно- технической оснащенности, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. (А. Д. Жарков).

Надо учитывать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды культурно - досуговых программ, исходя из интересов молодого поколения.

Степень научной разработанности. Проблемами развития культурно-досуговой деятельности и досуга занимались многие известные учёные. Их научные разработки внесли большой вклад в развитие теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: Б. Грушин, А.С. Каргин, Б. Ляпунов, Н.В.Погорелова, И. Снегирев, Э. Соколов, А. Терещенко, А. Тойнби, Г. Успенский, И.Ю. Хитарова, Н.А. Хренов, С.И. Шмаков , М.А. Ариарского, С.А. Белякова, М.Н. Вечера, Е.А. Владимирова, Д.М.Генкина, Д.И. Гусава, Е.Я. Зазерского, М.И. Зеленецкого, Ф.И. Коровина, В.В. Кочеткова, А.А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, М.П. Мазурицкаго, В.Е. Новаторова, З.А. Петровой, Т.А. Ремизовой, А.М. Савченко, А.Г. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Стриганова, А.Г. Соломоника, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина, Л.С. Фрид, В.С. Цукермана, С.Т. Шацкого и других.

Обьект исследования - культурно-досуговые программы в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования - технология культурно-досуговых программ для детей и подростков , процесс подготовки и организации досуга в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза- совершенствование технологий и инновационные подходы в культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования будут успешны при условии:

- выявления сущности оптимальных технологических подходов разработки культурно–досуговых программ в учеждениях дополнительного образования,

- анализе специальной литературы, изучения внедрения новых технологий

- опираться на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;

Цель исследования – охарактеризовать деятельность учреждений дополнительного образования и культурно-досуговые мероприятия, показав их формирование, специфику и перспективы развития. Выявить и обосновать эффективность технологий культурно-досуговых программ, методы и формы культурно-досуговой деятельности.

Задачи исследования:

1. Исследовать специфику культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования и организации досуга детей.

2. Выявить проблемы организации культурно-досуговых программ в условиях учреждений дополнительного образования

3. Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования

4. Выработать авторские рекомендации совершенствования в подготовке, организации и проведении культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования:

. анализ специальной литературы;

· анализ официальной документации;

· включены наблюдения;

· анкетирование;

. беседы;

· опрос.

Структурно данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

Анализ результатов культурно-досуговой деятельности показал устойчивый рост познавательно-творческой мотивации детей к досуговой деятельности, рост количества участников досуговых дел, высокую степень их удовлетворенности результатами деятельности.

Все культурно-досуговые программы ЦДТ проводятся с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей. Каждое мероприятие имеет ясно выраженную содержательную идею, обязательно учитывается тематика учебного года.

К принципам, положенным в основу массовых мероприятий с детьми, относятся: принцип информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия. Например, принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов: проведение единых тематических мероприятий для различных детских коллективов; привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Методы осуществления культурно-досуговых программ и мероприятий многообразны. В зависимости от вида и содержания программы можно использовать: игровые методы, упражнения, обсуждения, создание, проигрывание и анализ ситуаций, творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.), театрализации.

Любая культурно-досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов культурно-досуговых программ ЦДТ могут быть:

осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

формирование традиций образовательного учреждения;

формирование традиций ГОУ ЦДТ «Свиблово».

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ осуществляется в ЦДТ с помощью:

систематических наблюдений за детьми и фиксации педагогами происходящих в них изменений;

бесед с родителями;

организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самохарактеристике.

Оценка результатов деятельности осуществляется также по количеству выступлений и результатам участников, по результатам проведенных социологических опросов детей и родителей (анкетирования).

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Наряду с перечисленными выше видами культурно-досуговых программ, культурно-досуговая деятельность ЦДТ включает ещё ряд важных структурных элементов:

· Благотворительные концерты детских художественных коллективов ЦДТ в воинских частях, школах, детских садах, школах-интернатах.

· Показательные выступления творческих коллективов ЦДТ на праздниках Центра, района и округа, показ спектаклей театральной студии в ЦДТ и в школах округа.

Перспективой дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности ЦДТ является разработка и внедрение комплексной Программы развития социокультурного пространства ЦДТ, в рамках которой образовательная и культурно-досуговая деятельность будут увязаны в органическое целое. Одним из приоритетных направлений этой программы станет работа по развитию детского художественного творчества на основе использования национальных и культурных особенностей московского региона.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2010. - С.137-303.

2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 2010.

4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2008.

5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

6. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.-С.2-4.

7. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

8. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.

9. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 12010.№ 7.-С.10-13.

10. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2011.

11. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 192010.

12. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 2010.

13. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2010.

14. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 2009.

15. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996.-№5.-С.19-21.

16. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 1998-№6,№7.-С.13-15.

17. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2011.

18.  Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2010.

19. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 2010.

20. Клуб: Культура досуга. – М.: 2010.

21.  Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

22. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

23. Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

24. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

25. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2010.

26. Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 2011.

27. Культурная политика России / история и современность/.-М.: Мин-во культуры, 2010.

28. Культурно досуговая деятельность. //А. Д. Жарков и В.М. Чижикова. М., 2010.

29. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2010.

30. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. – М.: Просвещение, 1976.-С.40-43.

31. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 2010.

32. Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. – М., 2011.

33. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 2011.

34. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 2011.

35. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 2010.

36. Организация деятельности учреждений культуры //Л.С. Жаркова М., 2011.

37. Педагогика досуга // Ю.А. Стрельцов и Е. Ю. Стрельцова., М., 2010.

38. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108.

39. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов./ Российская газета, 12 марта, 2010.

40. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 2010..

41. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.

42. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2011.

43. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. – М., 2010.

44. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 2010.

45. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение , 1979.-С.27-74.

46. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: Просвещение 2010.

47. Технология культурно-досуговой деятельности// А.Д. Жарков М., 2011.

48. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М: Просвещение, 1984.-С.29-31.

49.  Федеральная целевая программа “Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации” на 1997-1999 годы / Российская газета. 1997., 27 июля.-С.2-3.

50. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 2011.

51. Чуть чуть полюбить (о работе центра социально-психологической реабилитации “Трудных подростков”).// Клуб .- М., 2010.-№ 10.-С.25-27.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Обзор различных средств разработки графических интерфейсов пользователя для Ruby
  2. Захват заложника
  3. Формирование государственной политики и ее реализация
  4. Темперамент и характер
  5. Полный кинематический расчет прототипа автомобиля Daewoo Lanos
  6. Договор подряда в современном гражданском праве
  7. Игровая технология как средство обучения на уроках химии в среднем звене общеобразовательного учебного заведения
  8. Научно-практическая значимость классификации норм права
  9. Задачи по экономике статистика
  10. Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта на ОАО «ТПК «Балтптицепром»»
  11. Совершенствование системы финансового оздоровления предприятия»
  12. Представительство в гражданском процессе понятие, основания, виды
  13. Методы развития творческих способностей старшеклассников
  14. Угловая и линейная перспектива
  15. Правовой статус НАТО и его деятельность
  16. Развитие креативных способностей учащихся на уроках истории
  17. Становление и развитие органов государственной безопасности
  18. Разработка мероприятий по совершенствованию социальной защиты населения муниципального образования (на примере сельского поселения «Соболевское»)
  19. Конспект реферат по истории
  20. Трудовая адаптация
  21. Формирование информационной грамотности младшего школьника в учебной деятельности
  22. Правовой статус муниципальных образований
  23. Бухгалтерский учет денежных средств
  24. Вопросы к государственному экзамену по ВПО по дисциплине «Уголовно-процессуальное
  25. Технологическая схема и оборудование Стан 5000
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: