Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Специфика создания культурно-досуговых программ





Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы организации культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования 7

1.1Особенности, виды и типы культурно-досуговых программ 7

1.2 Особенности учреждений дополнительного образования. Виды и типы программ дополнительного образования 26

Глава 2. Технологические особенности проведения культурно-досуговых программ на примере ГБОУ ЦДТ « Свиблово» 37

2.1 Технологические подходы к организации культурно-досуговых программ в рамках программы ГБОУ ЦДТ «Свиблово» 37

2.2 Анализ деятельности ГБОУ ЦДТ « Свиблово» по проведению культурно-досуговых программ 69

Заключение 94

Список использованной литературы 97

Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время наше общество переживает бурные изменения в социокультурной ситуации. Эти изменения повлекли за собой целый ряд негативных процессов, таких как утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность учреждений дополнительного образования.

Образование с момента своего возникновения и во все времена оказывало большое влияние на развитие отечественной культуры. В современном педагогическом образовании возрастает роль дополнительного образования. Это особый вид образования, ставший частью общего образования, под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться профессионально.

В практике система дополнительного образования сформировалась как система педагогически организуемой разнообразной культурно-досуговой деятельности детей в свободное от основной учебы время. Доказано, что именно внеурочная творческая деятельность при правильной организации даёт каждому ребёнку возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха, ощущение своей полезности, уверенности в собственных силах.

Что же обычно понимается под культурно-досуговой деятельностью учреждений дополнительного образования детей? Как правило, этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода культурно-досуговых программ ( праздников, фестивалей, концертов, конкурсов, спортивных соревнований, тематических дней и недель, вечеров и т.п.).

Культурно-досуговые программы с каждым днём становятся всё востребованней, совершенно разные по своему характеру, способу преподнесения и целям. Они создают особую воспитательную среду для обучающихся, атмосферу доверия, обеспечивают максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и с педагогами, ведут к творческому раскрепощению, развивают способности стимулирующие творчество и инициативу, удовлетворяются потребности в общении.

Сегодня для культурного досуга , сфера культурно-досуговой деятельности должна предоставлять личности иные возможности. Сегодня у досуговой сферы есть основное отличие – это высокий уровень культурно- технической оснащенности, использование современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. (А. Д. Жарков).

Надо учитывать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды культурно - досуговых программ, исходя из интересов молодого поколения.

Степень научной разработанности. Проблемами развития культурно-досуговой деятельности и досуга занимались многие известные учёные. Их научные разработки внесли большой вклад в развитие теории, методики и практики культурно-досуговой деятельности: Б. Грушин, А.С. Каргин, Б. Ляпунов, Н.В.Погорелова, И. Снегирев, Э. Соколов, А. Терещенко, А. Тойнби, Г. Успенский, И.Ю. Хитарова, Н.А. Хренов, С.И. Шмаков , М.А. Ариарского, С.А. Белякова, М.Н. Вечера, Е.А. Владимирова, Д.М.Генкина, Д.И. Гусава, Е.Я. Зазерского, М.И. Зеленецкого, Ф.И. Коровина, В.В. Кочеткова, А.А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, Н.Ф. Максютина, М.П. Мазурицкаго, В.Е. Новаторова, З.А. Петровой, Т.А. Ремизовой, А.М. Савченко, А.Г. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Стриганова, А.Г. Соломоника, В.Я. Суртаева, В.Е. Триодина, Л.С. Фрид, В.С. Цукермана, С.Т. Шацкого и других.

Обьект исследования - культурно-досуговые программы в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования - технология культурно-досуговых программ для детей и подростков , процесс подготовки и организации досуга в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза- совершенствование технологий и инновационные подходы в культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования будут успешны при условии:

- выявления сущности оптимальных технологических подходов разработки культурно–досуговых программ в учеждениях дополнительного образования,

- анализе специальной литературы, изучения внедрения новых технологий

- опираться на достижения науки и положительный опыт имеющейся практики;

Цель исследования – охарактеризовать деятельность учреждений дополнительного образования и культурно-досуговые мероприятия, показав их формирование, специфику и перспективы развития. Выявить и обосновать эффективность технологий культурно-досуговых программ, методы и формы культурно-досуговой деятельности.

Задачи исследования:

1. Исследовать специфику культурно-досуговой деятельности учреждений дополнительного образования и организации досуга детей.

2. Выявить проблемы организации культурно-досуговых программ в условиях учреждений дополнительного образования

3. Проанализировать опыт работы по подготовке, организации и проведению культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования

4. Выработать авторские рекомендации совершенствования в подготовке, организации и проведении культурно-досуговых программ в учреждениях дополнительного образования.

Методы исследования:

. анализ специальной литературы;

· анализ официальной документации;

· включены наблюдения;

· анкетирование;

. беседы;

· опрос.

Структурно данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

Анализ результатов культурно-досуговой деятельности показал устойчивый рост познавательно-творческой мотивации детей к досуговой деятельности, рост количества участников досуговых дел, высокую степень их удовлетворенности результатами деятельности.

Все культурно-досуговые программы ЦДТ проводятся с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей. Каждое мероприятие имеет ясно выраженную содержательную идею, обязательно учитывается тематика учебного года.

К принципам, положенным в основу массовых мероприятий с детьми, относятся: принцип информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия. Например, принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. Принцип массовости предусматривает участие в культурно-досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов: проведение единых тематических мероприятий для различных детских коллективов; привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Методы осуществления культурно-досуговых программ и мероприятий многообразны. В зависимости от вида и содержания программы можно использовать: игровые методы, упражнения, обсуждения, создание, проигрывание и анализ ситуаций, творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.), театрализации.

Любая культурно-досуговая программа ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов культурно-досуговых программ ЦДТ могут быть:

осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

изменение атмосферы в детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

формирование традиций образовательного учреждения;

формирование традиций ГОУ ЦДТ «Свиблово».

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ осуществляется в ЦДТ с помощью:

систематических наблюдений за детьми и фиксации педагогами происходящих в них изменений;

бесед с родителями;

организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самохарактеристике.

Оценка результатов деятельности осуществляется также по количеству выступлений и результатам участников, по результатам проведенных социологических опросов детей и родителей (анкетирования).

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Наряду с перечисленными выше видами культурно-досуговых программ, культурно-досуговая деятельность ЦДТ включает ещё ряд важных структурных элементов:

· Благотворительные концерты детских художественных коллективов ЦДТ в воинских частях, школах, детских садах, школах-интернатах.

· Показательные выступления творческих коллективов ЦДТ на праздниках Центра, района и округа, показ спектаклей театральной студии в ЦДТ и в школах округа.

Перспективой дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности ЦДТ является разработка и внедрение комплексной Программы развития социокультурного пространства ЦДТ, в рамках которой образовательная и культурно-досуговая деятельность будут увязаны в органическое целое. Одним из приоритетных направлений этой программы станет работа по развитию детского художественного творчества на основе использования национальных и культурных особенностей московского региона.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2010. - С.137-303.

2. Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 2010.

4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 2008.

5. Воспитательная деятельность клубных учреждений. – М: НИИ культры, 1983-С.3-62.

6. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.-С.2-4.

7. Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. – М.: ГИВЦ МК Р.Ф., 1994.-35с.

8. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.

9. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 12010.№ 7.-С.10-13.

10. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 2011.

11. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 192010.

12. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 2010.

13. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 2010.

14. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.: Просвещение, 2009.

15. Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М., 1996.-№5.-С.19-21.

16. Калинин И. Клубный клубок // Встреча. – М., 1998-№6,№7.-С.13-15.

17. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2011.

18.  Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 2010.

19. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 2010.

20. Клуб: Культура досуга. – М.: 2010.

21.  Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

22. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

23. Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

24. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

25. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 2010.

26. Культура духовных запросов личности. – Киев: Высшая школа, 2011.

27. Культурная политика России / история и современность/.-М.: Мин-во культуры, 2010.

28. Культурно досуговая деятельность. //А. Д. Жарков и В.М. Чижикова. М., 2010.

29. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 2010.

30. Мансуров Н.С. Теоретические предпосылки программирования развития личностиной активности. – М.: Просвещение, 1976.-С.40-43.

31. Мосалев Б.Г. Досуг. – М.: Изд-во МГУК, 2010.

32. Никифорова Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. – М., 2011.

33. Николаева Т.Н. Демократизация деятельности клубов в процессе перестройки: Автореф. дис…канд.пед.наук / МГИК.-М., 2011.

34. Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 2011.

35. О защите духовных интересов населения и развитие КДД в новых общих экономических условиях // Клуб. – М., 2010.

36. Организация деятельности учреждений культуры //Л.С. Жаркова М., 2011.

37. Педагогика досуга // Ю.А. Стрельцов и Е. Ю. Стрельцова., М., 2010.

38. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108.

39. Программа социальных реформ в российской федерации на период 1996-2000 годов./ Российская газета, 12 марта, 2010.

40. Развитие личности // коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий./ Под.ред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова.-С.Пб.: Лениздат, 2010..

41. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.

42. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные модели учреждений культуры: Сб. науч. тр./НИИ культуры. – М.,2011.

43. Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.науч.тр./ НИИ культуры. – М., 2010.

44. Социология: Учебное пособие./ Под.ред.Тадевояна Э.В.-М.-Знание 2010.

45. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. – М.: Просвещение , 1979.-С.27-74.

46. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культпросвет работы: Учебное пособие. – М: Просвещение 2010.

47. Технология культурно-досуговой деятельности// А.Д. Жарков М., 2011.

48. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М: Просвещение, 1984.-С.29-31.

49.  Федеральная целевая программа “Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации” на 1997-1999 годы / Российская газета. 1997., 27 июля.-С.2-3.

50. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону, 2011.

51. Чуть чуть полюбить (о работе центра социально-психологической реабилитации “Трудных подростков”).// Клуб .- М., 2010.-№ 10.-С.25-27.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Позитивистская методология
  2. Пути улучшения организации муниципальной политики по вовлечению молодежи в физическую культуру и спорт
  3. Связи с общественностью в государственных структурах
  4. Проблемы принятия решений в государственных организациях
  5. Юридическая антропология как наука о происхождении и раннем развитии права
  6. Изучение теоретических аспектов стратегического планирования организации, оценка и разработка стратегического плана, на материалах АО «КазТрансОйл».
  7. Виды наказаний несовершеннолетним
  8. ОБРАБОТКА МАТРИЦ ВО FREEPASCAL
  9. Организация практических работ при изучении геометрического материала на уроках математики в начальной школе
  10. Разработкаь мер по совершенствованию инженерно-технической защиты информации на объекте«ООО Муза».
  11. Роль СМИ в формировании образа террористической опасности в массовом сознании
  12. Коррекция нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ
  13. Конституция СССР 1977г (разработка, содержание, значение)
  14. Компенсационные и профилактические функции системы социальной защиты населения
  15. Нормативно-правовые основы формирования кадрового резерва на муниципальной службе и Опыт формирования и подготовки кадрового резерва в зарубежных странах
  16. Уголовно-правовая характеристика видов соучастников преступления
  17. Формирование мотивации и интереса учащихся младших классов к физической культуре на основе применения народных подвижных игр
  18. Особенности регулирования труда женщин, других лиц с семейными обязанностями и лиц не достигших возраста 18 лет
  19. Педагогические идеалы ЖЖ Руссо
  20. Особенности уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
  21. виявлення видового складу мошок м.Донецьк та встановлення видів-індикаторів водойм різноманітного ступеня забрудненості.
  22. Оценка производственного контроля на мясоперерабатывающих предприятиях.
  23. Судебная защита судебных прав
  24. Технологическая схема и оборудование Стан 5000
  25. Автоматизация управленческого учета 1С
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: