Информационные материалы для подготовки студентов

Расскажи одногруппникам: + 200 к карме:

Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредствам фитбол-гимнастики





Содержание

Введение 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ 7

1.1. Характеристика и сущность изучения развития физических качеств 7

1.2 Особенности развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста 8

1.3 Фитбол-гимнастика – ее определение, специфика и роль в формировании физических качеств старшего дошкольника 12

Выводы к первой главе: 14

2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПОСРЕДСТВОМ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ 16

2.1 Изучение уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста 16

2.2.Содержание работы по развитию физических качеств посредством фитбол-гимнастики 20

2.3. Сравнительный анализ уровня развития физической культуры детей старшего дошкольного возраста под влиянием фитбол-гимнастики 23

Выводы ко второй главе: 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЯ 31

Введение

Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза. Согласно исследованиям специалистов, 60% болезней взрослых «заложены» в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз (данные Т.Я. Чертюк, З.С. Макаровой, М.Н. Беловой, Б.Н. Капустян и др.), причем ослабление здоровья подрастающего поколения может в геометрической прогрессии угрожать здоровью последующих поколений, т.к. у больных родителей будут постоянно рождаться больные дети. Рождение здорового ребенка в настоящее время стало редкостью, растет число недоношенных детей, детей с врожденными аномалиями, с речевыми расстройствами [2].

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. В настоящее время дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это со­кращается время пребывания детей на открытом воздухе, увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Такое отношение к организации двигательного режима снижает оздоровительный, закаливающий эффект. Такой подход не способствует успешному решению оздоровительных задач, стоящих перед физическим воспитанием.

Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний н средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств [4].

Постоянное использование одних и тех же стандартных занятий задерживает совершенствование оптимальных двигательных навыков.

«Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик нового оборудования, музыки, индивидуального подхода важнейшее условие оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Именно этим требованиям отвечает мето­дика работы с фитбол-мячами». - Так, об эффективности использования фитболов в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координационных способностей, выносливости, активизации двигательной активности детей говорит М.А. Рунова, в своей программе «Двигательная активность ребёнка в детском саду».

В.Т. Кудрявцев и Б.Г. Егоров в своей программе «Развивающая педагогика оздоровления» рекомендует использовать коррекционные мячи в оздоровлении и физическом развитие детей дошкольного возраста.

Т.С. Овчинникова и А.А. Потапчук разработали методику работы с коррекционными мячами – фитболами, высокая эф­фективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга. Данная методика интересна тем, что в ней кроме традиционных подходов, описаны нестандартные методы проведения занятий на фитболах такие, как: фитбол-гимнастика, фитбол-ритмика, фитбол-сказки.

Авторы, говорят о том, что уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритме движений развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия у детей. По их мнению, фитбол-гимнастика является новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.

Вышеуказанные факты актуализирую тему исследования эффективных методов оздоровления и развития физических качеств дошкольников, которые бы учитывали весь комплекс их соматических, интеллектуальных и физических проблем. Поэтому целью моей научно-исследовательской разработки является: развитие физических качеств и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста посредством методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть возможности фитбол-гимнастики как средства для совершенствования двигательных качеств старших дошкольников.

3. Разработать и апробировать комплексы упражнений с использованием фитбол-мяча на занятиях физической культуры.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей по развитию физических качеств и фитбол – гимнастики, как эффективного средства развития детей.

Объект исследования: организация НОД посредством фитбол-гимнастики

Предмет исследования - развитие физических качеств у детей 5-6 лет.

В основу исследования была поставлена гипотеза: если инструктор по физической культуре будет: учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами, методически грамотно обучать детей применению фитбол-мяча в развитии физических качеств и здоровья, систематически осуществлять контроль за развитием физических качеств старших дошкольников, мотивировать детей на использование фитбол-мячей в самостоятельной игровой деятельности, привлекать родителей к применению новых средств развития физических качеств в оздоровление детей, то процесс развития и совершенствования физических качеств у детей старшего дошкольного возраста станет более эффективным.

Работа проводилась в три этапа:

I этап–констатирующий (сентябрь 2011 года ) на котором был проведен «срез» уровня сформированности физических качеств старших дошкольников через следующие методы: педагогическое наблюдение, диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей.

II этапе – формирующий (октябрь 2011 года по апрель 2012 года) - были проведены мероприятия с детьми, с введением инновации по применению фитбол-гимнастики в воспитательно-образовательном процессе, как эффективного средства развития физических качеств дошкольников, направленные на улучшение развития физических качеств и здоровья старших дошкольников:

разработка перспективного планирования;

разработка и апробация комплексов упражнений с использованием фитбол-мяча на занятиях физической культурой;

проведение подвижных игр с фитбол-мячом;

разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию ф. качеств и фитбол – мяча, как эффективного средства развития детей.

III этап - итоговый (май 2012 года) был проведен повторный «срез» уровня сформированности физических качеств старших дошкольников через следующие методы: педагогическое наблюдение, диагностика физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста, анкетирование родителей и сравнительный анализ.

Теоретическая значимость заключается в анализе, обобщении, систематизации научного материала с целью эффективного применения фитбол-гимнасткиив работе с детьми дошкольного возраста развития физических качеств

Новизной исследования может быть взаимосвязь явлений: развитие физической культуры старших дошкольников и применение фитбол-гимнастики, как эффективного средства развития детей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке мероприятий для детей спосредством ф-мяча:

Составлен диагностический инструментарий для оценки уровня развития физических качеств старших дошкольников на основе методики Ольги Байер и Екатерины Крутий, а также Т.Д.Зинкевич-Евстегнеев.

Предложена система подвижных игр, направленных на развитие физических качеств старших дошкольников.

Разработаны конспекты НОД с применением фитбол-мяча.

Разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ с целью развития физических качеств старших дошкольников.

Материалы научно-исследовательской работы «Развитие физических качеств у старших дошкольников посредством фитбол-гимнастики» могут применятся в работе педагогами ДОУ, дополнительного образования для развития у детей дошкольного возраста физических качеств посредством фитбол-гимнастики.

Заключение

Перед взрослым стоит важная задача - укрепление организма ребёнка и своевременное развитие движений. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Одно из главных мест в решении задач физического воспитания отводится роли формирования правильной осанки, что способствует здоровому и гармоничному развитию ребёнка.

В настоящее время ведётся интенсивная работа по внедрению современных методик с использованием нетрадиционных форм спортивных занятий с детьми. Одной из таких форм является фитбол-гимнастика. Разнообразие форм проведения занятий по коррекции нарушения осанки у детей способствует заинтересованности ребёнка, обогащая его новыми знаниями о пользе занятий физическими упражнениями. Особое внимание мы обращаем на развитие у детей интереса к важности понимания вопроса значения правильной осанки для здоровья, а так же на формирование осознанного отношения к важности здорового образа жизни.

В практической части данной работы мы поставили цель: доказать, фитбол-гимнастика является средством коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.

Выявили влияние применения нетрадиционных форм утренней гимнастики на воспитание интереса у дошкольников к физической культуре.

Базой исследования являлись дети старшей - подготовительной группы МБДОУ Детский сад № 5 “Звездочка” г. Оха, в количестве 30 человек. На основании диагностического этапа, мы провели работу с использованием фитбол мячей, подобраны комплексы занятий по фитбол-гимнастики, были разработаны практические рекомендации для воспитателей, которые могут быть использованы в работе с детьми. За время работы мы наблюдали, что дети с интересом слушали разъяснительные беседы воспитателя и с большим желанием занимались фитбол-гимнастикой. Дети с удовольствием стали заниматься упражнениями, направленными на коррекцию формирования правильной осанки и исправление выявленных нарушений с использованием фитбол мячей, ожидая нового проведения комплекса упражнений. Проведя повторное медицинское обследование мы выявили, что добились значительных результатов. Также мы выявили повышение заинтересованности детей к занятиям физкультурой. Наше предположение о том, что фитбол-гимнастикаявляется средством коррекции нарушения осанки у дошкольников подтвердилось.

Возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих условий предусмотрена и определена нормативными документами. Однако особенности физиологического и психического развития детей, их подготовленность к усвоению материала требуют внесения корректив в содержание, системы и методики обучения. В помощь педагогам, психологам приходят нетрадиционные, авторские методики. Однако демократизация физического воспитания (право свободного выбора форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательной подготовленности детей по сравнению с исходными данными.

Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, является одной из самых содержательных форм психической активности ребенка. Двигательная творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, формирует скорость и легкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования - эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в ситуации (сюжета), через движения тела учатся передавать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребенок оценивает свое «Я» за непосредственными усилиями, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Список литературы

1. Байер О.М., Крутой К.Л. Использование сказкотерапии с футбол-гимнастикой как здоровьязбережувальнои технологии (на материале работы экспериментальных площадок) / / Дошкольное освита.-2008.-N 1 (19).-C.54-63.

2. Боровиков В.  П. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows В / В. П.  Потому ро Быкова , И. П. Боровиков. - М.  : Филин , 1997. - 608 с.

3. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.- 245 с.

4. Вильчковський Е.  С. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста  : учеб . пособие . / Е.  С.  Вильчковський , А.  И.  Курок. - 2-е изд., Перераб. идоклада . - Сумы  : Университет. кн., 2005. - 428  с.

5. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.

6. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с

7. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002. - 333 с.

8. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2004. - № 3.

9. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008. - 290 с.

10. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2004. - № 1.

11. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки. - 116 с.

12. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002. - 160 с.

13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007.- 270с.

14. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников.-М.:2002.- 455 с.

15. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.: ил.


Популярные, наиболее покупаемые работы:

  1. Социальная политика Российской Федерации
  2. Обработка статистических данных при помощи программы «Система поиска оптимальных регрессий (СПОР)»
  3. Планы счетов бухгалтерского учета
  4. Виды правонарушений
  5. 2008 Россиско-грузино-осетинский конфликт ЭССЕ
  6. Управление конфликтами
  7. Этнопсихология
  8. Межполушарная асимметрия и психические функции
  9. Правовые системы мира
  10. Разработка многоточечного электронного термометра
  11. Финансовый контроль на рынке страховых услуг: проблемы и перспективы развития
  12. Современные теории происхождения государства
  13. Физическое развитие юношей 14-16 лет средствами атлетической гимнастики
  14. Разработка и исследование метода автоматической коррекции опечаток в текстах на естественном языке
  15. Представление о будущем у подростков с лёгкой степенью умственной отсталости
  16. Роль школы и семьи в воспитании подрастающего поколения
  17. Генезис происхождения государства и права
  18. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МИРОВЫЕБИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
  19. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего в Российской Федерации
  20. Цена и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне
  21. Организация морских перевозок грузов
  22. Проявление агрессии у мальчиков и девочек младшего школьного возраста
  23. Взаимосвязь между политической культурой, экономическим развитием и политической стабильностью
  24. Жизненный цикл
  25. Особенности производства следственных действий в условиях крупного города
Структура реферата:
Как правильно самостоятельно написать:
Как правильно оформить по ГОСТ:
Инструкции по работе с программами: